ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОСТИ И МНОГОУРОВНЕВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Объект исследования: проблемы непрерывности и многоуровневости образования Задачи исследования: 1. Провести обзор литературных источников по следующим вопросам: возникновение и развитие идеи непрерывного образования; понятие, принципы и проблемы непрерывного и многоуровневого образования; многоуровневость и взаимосвязь уровней образования; актуальные вопросы создания системы непрерывного и многоуровневого образования; основные направления совершенствования профессионального образования в АПК. 2. Кодекс Республики Беларусь об образовании- основа совершенствования системы образования. Цель: на основании исследования сделать выводы и рассмотреть возможные пути совершенствования системы образования в Республике Беларусь.
Образование по существу своему не может быть никогда завершено. Мы образовываемся всю жизнь, и нет такого определенного момента в нашей жизни, когда мы могли бы сказать, что нами разрешена проблема нашего личного образования. Только необразованный человек может утверждать, что он сполна разрешил для себя проблему образования… С.И. ГессенУчиться быть: такое изменение способа бытия человека, когда он открывается новому опыту…. Доклад ЮНЕСКО
Понятие непрерывности образования: к личности; к образовательным процессам (образовательным программам); к образовательным учреждениям; Принципы непрерывности образования: новые базовые знания и навыки для всех; увеличение инвестиций в человеческие ресурсы; инновационные методики преподавания и учения; новая система оценки полученного образования; развитие наставничества и консультирование; приближение образования к дому; преемственность профессиональных образовательных программ; интеграция профессиональных образовательных программ.
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПоказателиУровень,% Уровень грамотности взрослого населения99,7 Уровень грамотности молодежи в возрасте от 15 до 24 лет 99,8 Уровень образования населения0,95 Уровень охвата учащихся старшей ступени школы различными видами и формами обучения 62,1 Из них обучается: - в профильных и лицейных классах - в школах и классах с углубленным изучением отдельных предметов - в школах и классах художественно-эстетической направленности 44,5 14,9 2,7
Проблемы непрерывности и многоуровневости образования: - разобщенность многопрофильности и многоуровневости образовательных программ в звеньях системы образования; - разрыв образовательного пространства; недостаточность сети образовательных учреждений, в которых создаются условия для перехода к разноуровневым, многоступенчатым, преемственным и вариативным образовательным программам; - ориентация образовательной деятельности в основном на познание мира; - недостаточная ее ориентация на его преобразование; - недостаточная разработка целостной системы подготовки кадров высшей научной квалификации в соответствии с потребностями развития национальной инновационной политики; - устаревшая стратегия развития системы образования.
Структура управления повышением квалификации и переподготовкой руководящих работников и специалистов, кадров рабочих профессий организаций АПК Главное управление образования, науки и кадров Факультет квалификации и переподготовки кадров УО БГСХА Институт повышения квалификации и переподготовки кадров АПК УО БГАТУ (головное учреждение образования) Факультет повышения квалификации и переподготовки кадров УО ГГАУ Факультет повышения квалификации и переподготовки кадров УО ВГАВМ ГУО Белорусский республиканский учебный центр Минсельхозпрода 14 отделений повышения квалификации и переподготовки кадров аграрных колледжей Учебные центры комитетов по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома БрестскогоВитебскогоГомельског о ГродненскогоМинскогоМогилевская Учебные центры комитетов по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома
КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ Задачи системы образования: - профессиональная ориентация и переориентация; - прогнозирование рынка труда в соответствии с темпами научно-технического прогресса; - получение дополнительных выгод от дополнительного образования; - повышения уровня занятости, снижение количества безработных. СИСТЕМА ОТРАЗОВАНИЯ Основное Дополнительное Специальное образование образование образование дошкольное образование дополнительное образование детей и общее образование молодежи профессионально- дополнительное техническое образование образование взрослых среднее специальное образование высшее образование послевузовское образование