Урок по теме: «Плотность вещества» Урок изучения нового материала Авторы: Хусаинов М.Д. МОУ «Новоаптулинская СОШ», Фокина Е.П. МОУ «Малиновская СОШ», Дацкевич Н.Ф. МОУ «Голышмановсая ООШ 2», Медведев В.Ф. МОУ Чернаковская СОШ. Суковатый В.В. МОУ Масальская СОШ, Сапелкина Л.Г. МОУ СОШ п. Демьянка, Баталова С.С. МОУ «Антипинская СОШ», Ильина Т.М. МОУ «Русаковская СОШ».
Цели урока Обучающая: сформировать представление о плотности вещества и способе определения этой физической величины. Обучающая: сформировать представление о плотности вещества и способе определения этой физической величины. Развивающая: продолжить работу по формированию: Развивающая: продолжить работу по формированию: а) умения обобщать опытные данные, сравнивать, делать выводы, а) умения обобщать опытные данные, сравнивать, делать выводы, б) умения работать самостоятельно б) умения работать самостоятельно
Формы обучения Беседа; Беседа; Рассказ; Рассказ; Фронтальные лабораторные опыты; Фронтальные лабораторные опыты; Обсуждение демонстраций. Обсуждение демонстраций. Урок строится на деятельностной основе
Структура урока 1. Актуализация ранее усвоенных знаний; 2. Мотивация учебной работы; 3. Целеполагание: 4. Работа над изучением материала: Выдвижение гипотезы; Выдвижение гипотезы; Экспериментальная проверка гипотезы; Экспериментальная проверка гипотезы; Развитие полученной информации (выводы); Развитие полученной информации (выводы); Введение понятия плотность; Введение понятия плотность; 5. Рефлексия; 6. Подведение итогов; 7. Организация работы дома.
Актуализация знаний Учитель задает вопросы: Что понимают под физическим телом? Что понимают под физическим телом? Из чего состоят физические тела? Из чего состоят физические тела? Какие свойства тел вам известны? Какие свойства тел вам известны? Как определить массу тела? Как определить массу тела? Как узнать объем тела? Как узнать объем тела? Приведите примеры веществ. Приведите примеры веществ. Ученики отвечают на вопросы.
Мотивация учебной работы Учитель читает стихотворение «Закон Архимеда» или рассказывает начало легенды об ученом и царской короне. Учитель читает стихотворение «Закон Архимеда» или рассказывает начало легенды об ученом и царской короне. Помогите Архимеду решить задачу царя! Вопрос «Достаточно ли у нас знаний чтобы ответить: из чего сделана корона? Что для этого нужно знать? Вопрос «Достаточно ли у нас знаний чтобы ответить: из чего сделана корона? Что для этого нужно знать? Учащиеся отвечают
Целеполагание Учитель (подводит итог высказываниям): Учитель (подводит итог высказываниям): нужно знать массу вещества в единице объема. нужно знать массу вещества в единице объема.
Исследовательская часть ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: Тела изготовлены из разных веществ. Что вы можете сказать об объемах этих тел? Что вы можете сказать о массах этих тел? Проверьте с помощью весов. оловомедьалюминий Почему, по вашему мнению, масса алюминиевого кубика меньше чем у остальных?
Выдвижение гипотезы Учащиеся говорят: Учащиеся говорят: Тела, выполненные из разных веществ, при одинаковых объемах имеют разные массы! Тела, выполненные из разных веществ, при одинаковых объемах имеют разные массы!
Проблемные задания ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: Тела, изготовленные из разных веществ, имеют одинаковую массу. Что вы можете сказать об объемах этих тел? Почему, по вашему мнению, объем одного цилиндра больше другого? 1кг 1кг
Выдвижение гипотезы Учащиеся говорят: Учащиеся говорят: Тела, выполненные из разных веществ, при одинаковых массах имеют разные объемы! Тела, выполненные из разных веществ, при одинаковых массах имеют разные объемы!
Экспериментальная проверка гипотез Задание: Рассчитайте массу вещества в единице объема в первом и во втором случаях. Задание: Рассчитайте массу вещества в единице объема в первом и во втором случаях. Учащиеся делают расчеты и формулируют соответствующие выводы: Учащиеся делают расчеты и формулируют соответствующие выводы: у одинаковых веществ масса в единице объема одинаковая, у разных - различная у одинаковых веществ масса в единице объема одинаковая, у разных - различная
Введение понятия плотности Физическая величина, которая показывает, чему равна масса вещества в единице объема называется Физическая величина, которая показывает, чему равна масса вещества в единице объема называется ПЛОТНОСТЬЮ ВЕЩЕСТВА
Формула плотности
Как обозначают плотность? Каковы единицы плотности? Любая физическая величина имеет свое обозначение и единицу измерения (размерность)! Как обозначают плотность? Каковы единицы плотности?
Задание: используя текст параграфа, найти обозначение плотности вещества, математическую запись формулы, определить возможные единицы плотности, указать основную используя текст параграфа, найти обозначение плотности вещества, математическую запись формулы, определить возможные единицы плотности, указать основную.
Рефлексия I уровень (воспроизведение знаний) Что показывает плотность? Что показывает плотность? По какой формуле определяют плотность вещества? По какой формуле определяют плотность вещества? Назовите основную единицу измерения плотности. Назовите основную единицу измерения плотности.
Что это значит: Что это значит: «Плотность льда равна 900 кг/м 3 »? II уровень Понимание материала
Два кубика- из золота и серебра- имеют одинаковую массу. Какой из них имеет больший объём? Два кубика- из золота и серебра- имеют одинаковую массу. Какой из них имеет больший объём? 1 2
Масса каждого из тел равна 1т. У какого из них меньше плотность? 1т
У какого из двух тел больше плотность? У какого из двух тел больше плотность? 20г 40г
Три кубика- из мрамора, льда и латуни- имеют одинаковый объем. Какой из них имеет наибольшую массу, какой наименьшую? Три кубика- из мрамора, льда и латуни- имеют одинаковый объем. Какой из них имеет наибольшую массу, какой наименьшую? латунь мрамор лед
Печальный дядя Боря захотел сам сварить себе суп, и у него получилось полкастрюли зеленой гадости. Объем этой гадости, которую дядя Боря не отважился попробовать - 0,001 куб.м, масса - 1 кг 300г. Вычисли плотность дядибориной гадости. III уровень Творческий
Масса пустой бутылки 450 г. Масса этой же бутылки, наполненной водой, 950 г. А масса бутылки, наполненной той горькой кислятиной, которую врачи прописали печальному дяде Боре пить 3 раза в день перед едой, 980 г. Зная плотность воды - 1 г/куб.см, определи, не морщась, плотность этой целебной кислятины, которую с отвращением 3 раза в день пьет дядя Боря. Масса пустой бутылки 450 г. Масса этой же бутылки, наполненной водой, 950 г. А масса бутылки, наполненной той горькой кислятиной, которую врачи прописали печальному дяде Боре пить 3 раза в день перед едой, 980 г. Зная плотность воды - 1 г/куб.см, определи, не морщась, плотность этой целебной кислятины, которую с отвращением 3 раза в день пьет дядя Боря.
ИТОГ УРОКА ИТОГ УРОКА Учитель просить оценить степень достижения цели урока, дать оценку и самооценку работы каждого учащегося. Учитель благодарит учащихся за работу на уроке.
Домашнее задание: Подготовить рассказ о физической величине «плотность» по вопросам 1-4 к п. 9; Подготовить рассказ о физической величине «плотность» по вопросам 1-4 к п. 9; Выучить наизусть формулу для расчета плотности; Выучить наизусть формулу для расчета плотности; в. 6 – письменно; в. 6 – письменно; Задача 28 - рассмотреть решение. Задача 28 - рассмотреть решение. Желающим- экспериментальное задание: рассчитать плотность хозяйственного мыла Желающим- экспериментальное задание: рассчитать плотность хозяйственного мыла