Первый год электронного документооборота. Достижения и задачи. Москва, 05 июня 2013г.
Участие в рабочей группе по ЭДО при Экспертном Совете ТПП РФ Июнь 2012г. – создание рабочей группы 4 заседания (июнь 2012 г, октябрь 2012 г., январь 2013 года, выездное заседание в Нижнем Новгороде на базе Нижегородской ТПП 2 анкетирования (август-сентябрь 2012 и май 2013) 2 круглых стола в рамках Налогового форума ТПП Создан сайт рабочей группы http: // Подготовлены предложения в Минфин и ФНС по внесению изменений в Налоговый кодекс, Закон о бухгалтерском учете, Постановление 1137 в части счетов-фактур.
Планирует ли Ваше предприятие переход на обмен электронными документами?
Что для Вас является сдерживающим фактором перехода на обмен ЭСФ и другими документами в электронном виде?
Первый год ЭДО в России: быстрый рост?! Число зарегистрированных пользователей (данные ФНС): – май 2013г. - около 100 тыс. (в марте было около 15 тыс.) Число аккредитованых операторов – 39 Доля в документообороте – около 0% Выявились недоработки в нормативной базе Разный уровень мотивации и готовности у разных групп предприятий и отраслей
Сравнение темпов внедрения ЕвропаРоссия Начало работ по внедрению Конец 80х – 90х г. (EDI, без юридической значимости) первые опыты внедрения EDI внедрение в западном ритейле и поставщиках - создание ECR Нормативная база 2001 г. - директива ЕС 115 (ввод с 2004г.) 2010 г. – новая директива ЕС 2010 г.– изменения в НК г.- Приказ Минфина 50 Постановление Правительства 1137 Проникновение в сегменте B2B2006 – ( 5 лет активного внедрения) пользователей 170 сервис провайдеров 2,8% рынка Темпы роста – 25-80% в год 2012 г. (11 лет активного внедрения) 6,7 млн. компаний и организаций Свыше 500 сервис-провайдеров 20% рынка Темпы роста – 30% в год Оценка – 2013г – 23% Цель на 2017 г. – 50% ( с учетом обязательности в ряде стран) 2013 г. – первый год Количество пользователей (по данным ФНС ) – около 100 тысяч Количество провайдеров - 39 (данные сайта ФНС) Доля проникновения – 0% Темпы роста – пока нет данных Оценка на 2017 г. – 25%
Зарубежный опыт: доля пользователей электронных документов Документы, передаваемые в электронном виде Доля компаний использующих ЭДО 2012 г. Компании, использующие ЭДО Billentis
Зарубежный опыт: доля пользователей электронных счетов Численность сотрудников Доля компаний использующих ЭДО 2012 г. Billentis
Зарубежный опыт: важность вовлечения контрагентов Технология – только часть проекта внедрения электронных счетов. Намного более важной для успеха и достижения высокой доли электронных счетов является стратегия охвата (вовлечение торговых партнеров). Модели «Opt-in» и «Opt-out» («добровольная» или «добровольно-принудительная»).
Зарубежный опыт: эффективность моделей вовлечения МодельДоля электронных счетов Opt-In (инициатор – отправитель) 1-5% в условиях свободного рынка 5-50% в условиях существующих сетей поставщик-покупатель Opt-Out (инициатор – отправитель) 85-90% Opt-In (инициатор – получатель) 1-5% для организаций с незначительным весом как покупателя 50-70% для организаций с сильной покупательской позицией Opt-Out (инициатор – получатель) До 90% для организаций с сильной покупательской позицией и использующих электронные заказы
Зарубежный опыт: основные барьеры – Вовлечение контрагентов; – Большое разнообразие ERP систем; – Большое разнообразие и отсутствие унификации форматов; – Трансграничные проблемы; – Не полностью гармонизированное налоговое законодательство
Зарубежный опыт: основные драйверы Крупные компании > Кризис и конкуренция Государство > Кризис и социальные проблемы Экономия бюджетных расходов Налоговый контроль Необходимость сокращения издержек
Резюме Вовлеченность бизнеса в ЭДО высокая (более 75% компаний сдают отчетность в электронном виде); Правовое поле сформировано; Готовность генераторов трафика и основных драйверов; Унифицированная технология и единые форматы документов; Разнообразие решений для ERP-систем и типов клиентов; Первые успешные кейсы внедрения ЭДО; Высокая зависимость B2B и B2G; Готовность для комплексного внедрения ЭДО сформирована. Цель – к 2017 году достичь 25% охвата.
Спасибо за внимание!