Анализ проблем состояния системы современного образования РФ (На основе доклада о состоянии и развитии системы образования РФ)
1. Социально-экономические и демографические условия функционирования и развития системы образования. Снижение рейтинга России по ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала) (доход+образование+здоровье) за счет снижения здоровья и дохода населения, роста субнациональной дифференциации При усредненном планировании и финансировании образования не на должном уровне учитываются экономические, демографические, климатические и другие различия между регионами
При росте финансирования образования на одного учащегося снижается эффективность расходов, которая приводит к сокращению численности учебных заведений, наполняемости классов и снижению количества учащихся на одного преподавателя. Школы сельской местности требуют больших затрат ресурсов в расчете на одного учащегося. 1. Социально-экономические и демографические условия функционирования и развития системы образования.
2. Участие в образовании Дошкольное образование в России не считается обязательным и охват дошкольным образование недостаточен. Неравенство стартовых возможностей детей различных демографических групп и регионов. Зависимость уровня образования на обязательных ступенях от политики региональных властей. Различный возрастной ценз образования РФ и Европы. Неготовность родителей к участию в образовательном процессе.
3. Результаты обучения и функционирования системы образования Образование России не позволяет выйти на европейский рынок труда Уровень компетентности в решении проблем российского ученика ниже границы требования современного общества к человеку 21 века. Зависимость уровня функциональной грамотности в ОУ России от типа и расположения ОУ и социально- экономического статуса семей Отсутствие концепции, позволяющей не отказываясь от традиций и достоинств российского образования органично ввести в образовательный процесс новые приоритеты, отвечающие требованиям постиндустриального информационного общества. Не разработаны инструментарии исследования качества образования
4. Ресурсы системы образования Низкая материально-техническая база ОУ Низкая компьютеризация ОУ Нехватка квалифицированных компетентных специалистов в системе образования. Отсутствие преемственности на различных ступенях образования.
5. Организация учебного процесса Разный уровень наполняемости классов Аудиторная нагрузка учащихся соответствует показателям стран 3 или 2 группы. Недостаточно времени уделяется изучению иностранных языков, эстетическому образования, занятиям физкультурой и спортом. Слабое развитие мониторинговой и маркетинговой деятельности. Несовершенство нормативно-правовой базы в области организации учебного процесса. Слабый учет индивидуальных возможностей ребенка. Несовершенство технологии экспертиз образовательных программ на всех уровнях.
6. Преподаватели. Низкий уровень качества процедуры аттестации кадров. Неконкурентность рабочего места учителя в современном обществе. Высокий возрастной ценз преподавателей. Несоответствие теории и практики преподавания Отсутствие социальной защищенности учителей.
7. Финансирование образования Зависит от роста экономики в разных регионах. Объем внебюджетных расходов определяется традицией и политикой региональных органов управления образования и мало зависит от уровня социально-экономического развития региона. Отсутствие четкого механизма планирования финансирования ОУ. Неравномерное распределение финансов в течение года. Неподготовленность кадров к переходу на финансово-хозяйственную самостоятельность.
8. Направления и задачи образовательной политики Отличие российского образования от моделей образовательных систем стран с высоким уровнем экономического развития. Угроза региональной поляризации человеческого капитала.
Выводы: Проблемы не выявленные в анализе: 1. Отсутствует точное определение качества образования. 2. Отсутствуют общепринятые показатели оценки качества образования. 3. Система не ориентируется на конкретные результаты – долгосрочные эффекты обучения. 4. В учебных программах, стандартах и пед. практике недостаточно отражены современные представления о том, какие образовательные результаты являются востребованными экономикой, основанной на знаниях.