Лекция 2 Физические основы компьютерной графики МИЭМ, Зрение, спектр, цвет, свет, цветовые модели
2 Человеческий глаз 1:задняя камера 2:зубчатый край 3:ресничная мышца 4:ресничный поясок 5:Шлеммов канал 6:зрачок 7:передняя камера 8:роговица 9:радужная оболочка 10:кора хрусталика 11:ядро хрусталика 12:цилиарный отросток 13:конъюнктива 14:нижняя косая мышца 15:нижняя прямая мышца 16:медиальная прямая мышца 17:артерии и вены сетчатки 18:слепое пятно (сосочек зрительного нерва) 19:твердая мозговая оболочка 20:центральная артерия сетчатки 21:центральная вена сетчатки 22:зрительный нерв 23:вортикозная вена 24:влагалище глазного яблока 25:жёлтое пятно 26:центральная ямка 27:склера 28:сосудистая оболочка глаза 29:верхняя прямая мышца 30:сетчатка
3 Цвет на мониторе с ЭЛТ 1. Электронные пушки 2. Пуки электронов 3. Фокусирующие катушки 4. Отклоняющие катушки 5. Анод 6. Разделяющая маска 7. Люминофор 8. Увеличенный фрагмент люминофорного покрытия
4 Спектр, видимый свет Спектр множество значений физической величины, распределенных по некоторому энергетическому параметру, а также графическое представление такого распределения. Видимое излучение это электромагнитные волны, воспринимаемые человеческим глазом в участоке спектра от 380 (Фиолетовый) до 780 нм (Красный).
5 Спектр, видимый свет Видимый спектр – малая часть электромагнитного излучения между инфракрасным и ультрафиолетовым диапазонами.
6 Цветовое зрение Теория цветоощущения Гельмгольца Трёхкомпонентная теория цветоощущения существование в глазу особых элементов для восприятия красного, зелёного и фиолетового цветов. Восприятие других цветов обусловлено взаимодействием этих элементов.
7 Цветовое зрение Оппонентная теория цвета (Хьюбл и Вайзел) Мозг получает информацию о разнице яркости о разнице яркости белого (Yмах) и черного (Yмин), о разнице (G-R), о разнице (B-yellow), а жёлтый цвет (yellow=R+G).
8 Что такое цвет Цвет – понятие субъективное. Зависит от физиологических ощущений и определяется как спектральным составом, так и цветовым и яркостным контрастом с окружающими объектами и источниками света.
9 Что такое цвет Метамерия разный спектральный состав света вызывает одинаковые цветовые ощущения.
10 Температура цвета. Баланс белого.
11 t (K)Цвет до 1000Красный Оранжевый Жёлтый Бледно-жёлтый Желтовато-белый Чисто белый Голубовато-белый Бело-голубой 15000Голубой Температура цвета. Баланс белого. Температура, до которой надо нагреть абсолютно чёрное тело, чтобы его излучение имело такой же спектральный состав.
12 Цветовой круг Цветовой круг способ представления непрерывности цветовых переходов, а также модели HSB. Цветовой круг по Иоханнесу Иттену (1961)
13 Цветовой круг Гёте к - красный ко - красно-оранжевый о - оранжевый ж - желтый жз - желто-зеленый з - зеленый сз - сине-зеленый с - синий сф - сине-фиолетовый ф - фиолетовый кф - красно-фиолетовый сжк - основной треугольник, первичные (основные) цвета. фоз - перевернутый треугольник (вторичные цвета, смешанные цвета первого порядка). сз, сф, кф и т.д. - смешанные цвета второго порядка.
14 Цветовой круг: сочетания Контрастные сочетания. Цвета расположены друг против друга считаются взаимно дополняющими друг друга и гармоничными. Сочетания цветов, расположенных по углам либо основного, либо перевернутого треугольника менее гармоничны. Сочетания цветов, расположенных в круге под углом 90° (для подбора сочетаний в два, три или четыре цвета), например, СФ и З или ЖО и З. Ньюансовые (монохромные) сочетания, сочетания из разных предметов или растений одной окраски.
15 Цветовой круг: теплые и холодные Красный, оранжевый, желтый и их оттенки человеческий глаз воспринимает как теплые; Синий и фиолетовый - как холодные тона; У зеленого цвета есть холодные и теплые оттенки; Белый, черный и все оттенки серого цветов называются ахроматическими, причем серый тон может быть до бесконечности разнообразен и при оформлении представляет большие возможности по его использованию; Все цветные тона называются хроматическими.
16 Цветовой круг Освальда Большой цветовой круг Освальда применяется для образования гармоничных сочетаний из двух, трех, четырех цветовых тонов. С помощью фона можно усилить звучание композиции в целом, отдельных ее частей или предметов. Серый, черный и белый фон часто образует приятное сочетание, но белые предметы на светлом фоне пропадают. Бежевые цвета теряются на сером фоне.
17 Пиксели и их атрибуты Pixel – англ. Picture Element, Cell. размер, тоновое значение, глубина цвета, позиция 4 цвета = 2 бит/пиксель 256 цветов = 8 бит/пиксель
18 Губина цвета 4 bit / pixel 8 bit / pixel 24 bit / pixel
19 Цветовой охват (Gamut) Цветовые отклики X, Y и Z для стандартного наблюдателя CIE 1931.
20 Цветовой охват (Gamut) Покрытие RGB и CMYK в цветовом охвате. Цветовые модели, применяемые в мониторах и принтерах покрывают лишь малую часть видимых цветов, остальное мы домысливаем сами.
21 Цветовая модель RGB Аддитивная цветовая модель; Основана на принципе действия человеческого глаза; Используется в светоизлучающих устройствах (мониторы, проекторы) и считывающих матрицах (сканеры, фото и видеокамеры).
22 Цветовая модель CMY / CMYK Субтрактивная цветовая модель Применяется в полиграфии Имеет небольшой цветовой охват Черная краска дополняет основную триаду CMY
23 Цветовой охват RGB / CMYK Потери при преобразованиях цветовых моделей
24 Цветовое пространство L*a*b (CIELAB) Значение светлоты отделено от значения хроматической составляющей цвета (тон, насыщенность). Светлота задана координатой L (0100) Хроматическая составляющая двумя полярными координатами: a (от зеленого до пурпурного) b (от синего до желтого) Имеет самое широкое покрытие оттенков цвета, воспринимаемых человеком. Применяется для цветокоррекции
25 Цветовое пространство HSV / HSB HSV (Hue, Saturation, Value тон, насыщенность, значение) HSB (Hue, Saturation, Brightness оттенок, насыщенность, яркость) Модель является нелинейным преобразованием модели RGB. Компоненты цвета в HSV отображают информацию о цвете в более привычной человеку форме.
26 Pantone (PMS) Цветовая модель Пантон, система PMS стандартизованная система подбора цвета, использует цифровую идентификацию цветов изображения для полиграфии печати как смесевыми, так и триадными красками.
27 Другие цветовые модели Цветоразностные модели (YUV, YCrCb) применяются в видео и телевидении..Будут рассмотрены в лекциях «Аппаратное обеспечение» и «Видеотехнологии»
28 Конец лекции Вопросы?