МЕНЕДЖМЕНТ Курс лекций к.э.н., доц. Павлова Е.Г. Кафедра «Государственное, муниципальное и корпоративное управление» Тема: «Новые технологии менеджмента. Формирование менеджера ХХI века» Вопросы лекции: 1.Современные тенденции в развитии бизнеса и менеджмента. 2.Новые технологии в управлении бизнесом. 3.Требования к менеджеру ХХI века.
Переход от функционального управления к процессному, основанному на выделении ключевых бизнес-процессов Прогнозируемые характеристики менеджмента в ХХI веке Организации и менеджмент ХХI века ОрганизацияУправление Постепенное замещение организаций как формы совместной деятельности бизнес-пространством, включенным в социокультурную среду Переход к превентивному управлению, направленному на поиск проблем Максимально полное использование в качестве конкурентных преимуществ национально-культурных отличий Превращение бизнес-систем в инструмент деловых отношений Преобразование организационной культуры из корпоративной культуры в элемент гражданского общества Превращение здоровья и продолжительности жизни в главный продукт организации Преобразование рабочих групп в совокупного работника Превращение внешней среды из арены конкурентной борьбы в пространство для цивилизованного сотрудничества Переход от организации обучающейся к организации научающейся Отход от стандартизированных моделей менеджмента, поиск возможностей быть отличными от других Превращение в одну из приоритетных проблем информационной совместимости Переход от власти над людьми к власти, полученной от людей Переход от управления, использующего знания, к управлению знаниями сотрудников
Бенчмаркинг – понятие, отличительные черты Бенчмаркинг Систематический процесс выявления лучших организаций и оценки их продукции и методов производства с целью использования передового опыта Управленческая технология, позволяющая формализовать передачу и адаптацию передового управленческого опыта Концепция непрерывного совершенствования деятельности, непрерывный цикл планирования, координации, мотивации и оценки деятельности
Виды и отличительные черты бенчмаркинга БЕНЧМАРКИНГ Осуществляется непрерывно Не ищет самых лучших образцов для подражания Конкурентный /опыт прямых конкуренций/ Функциональный /опыт организаций, не являющихся прямыми конкурентами/ Рассматривает опыт не только аналогичных предприятий, но и предприятий других отраслей и сфер Проводится на инициативной основе
Бенчмаркинг – понятие, отличительные черты 1.Мониторинг эффективности деятельности 2.Выявление передового опыта 3.Изучение лучшего опыта, выявление его практических шагов 5. Внедрение передовых приемов 4. Описание лучшего опыта
Возможные подходы к использованию бенчмаркинга Подходы к использованию бенчмаркинга Проведение тренингов по применению процессов и методов непрерывного обучения и развития способностей к обучению и самообучению Применение Всемирных стандартов управления качеством и основных подходов, используемых в системе Всеобщего управления качеством Кооперирование организаций и подразделений с целью обучения на опыте друг друга на основе использования идентичных Индикаторов для самооценки /создание кооперативов бенчмаркинга/ Участие в различных рейтингах и оценка качества систем управления
Система учета затрат и результатов «УЗР» Система «УЗР» Учет по местам Возникновения затрат Учет по видам затрат Учет затрат по их носителям Попродуктовый Попроцессный /по видам деятельности/ Инструмент контроллинга Основа для принятия управленческих решений и разработки оптимизационных моделей
Процесс разработки и применения системы «УЗР» (Слайд 8) 1.Выбор системы учета 2.Разработка каталога продуктов 3.Определение круга получателей информации 4.Определение объема информации для каждого получателя 5.Мониторинг пожеланий работников управления к качеству информации 6.Постоянное совершенствование системы «УЗР» по мере накопления опыта и изменения потребностей
Система оценочных показателей «BSC» (Слайд 9) Система показателей «BSC» Система показателей, сгруппированных в соответствии с целями организации и имеющих разный удельный вес в комплексе оценки общих результатов деятельности Информационная система модели менеджмента, ориентированного на цели и миссию, обеспечивающая поиск эффективных управленческих решений Основные целевые направления системы «BSC» Степень выполнения задач в соответствии с целями Степень удовлетворенности потребителей Эффективность управления Степень удовлетворенности сотрудников
Аутсорсинг (Слайд 10) Частичная или полная передача выполнения отдельных бизнес-функций и частей бизнеса сторонним лицам и /или/ организациям АУТСОРСИНГ Позволяет компаниям / в.т.ч. небольшим/ быть представленными своей продукцией и услугами и работать по всему миру Позволяет достигать наивысшей эффективности всех операций компании
Аутсорсинговая компания (Слайд 11) Центральный офис /организация в США/ Дистрибуция /Организация в Дании/ Учет /Организация в Германии/ Производство /Организация в КНР/ Доставка /Организация в Канаде/ Отличительные черты аутсорсинговой компании Модульная структура Основные функции разделены между организациями Связь офиса с организациями осуществляется с использованием электронных средств Координация осуществляется небольшим центральным офисом
Проблемы управления динамическими сетевыми организациями (Слайд 12) Проблемы управления ДСО Ослабление прямого контроля за исполнителями Низкая вовлеченность работников в общее дело Высокая степень зависимости центра от разных организаций
Технология как основной фактор развития менеджмента в XXI в. (Слайд 13) Воздействие на менеджмент в XXI веке Технологии производства и управления Информационных технологий -Переход от конкуренции по цене и качеству к конкуренции по скорости изменения моделей бизнеса и продуктов -Развитие виртуальной экономики -Превращение информации в стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентные преимущества -Превращение технологии в ведущую силу, определяющую развитие бизнеса -Создание производственных сетей и технологических цепочек -Влияние информационных систем на стратегию развития организации -Конвергенция и гибридизация различных технологий и знаний -Влияние информационных систем на организационную структуру управления компаний -Возрастание сложности и комплексности технологий производства и управления -Интеграция бизнес-функций в единую модель -Делегирование полномочий по принятию большинства важных решений среднему звену менеджеров -Увеличение расходов на развитие информационной системы организаций -Передача функций управления из одной организации в несколько других -Принятие решений на внедрение информационных технологий в условиях высокой степени неопределенности и риска -Повышение уровня требований к срочности и гибкости планирования
Требования и ответственность менеджера в XXI в. в сфере ИТ. (Слайд 14) Современный менеджер Уметь определять стратегию развития информационной системы Понимать информационные потребности организации Понимать возможности современных информационных систем и технологий Уметь работать в современной информационной среде Постоянно учиться Постоянно Меняться Принимать правильные решения по изменению своего бизнеса