Правовое регулирование государственно-частного партнерства в России Санкт-Петербург 13 ноября 2012 года
2 Текущее состояние нормативно-правовой базы Единого федерального закона, комплексно регулирующего ГЧП, не принято. Минэкономразвития РФ разработан проект федерального закона «О государственно- частном партнерстве» Приняты федеральные законы, регулирующие отдельные формы ГЧП (ФЗ о концессионных соглашениях, ФЗ о соглашениях о разделе продукции, ФЗ об особых экономических зонах и т.п.) В отсутствие федерального закона о ГЧП развивается региональное законодательство в сфере ГЧП (около 60 субъектов РФ приняли региональные законы о ГЧП) Приняты акты, устанавливающие деятельность институтов развития и отдельных субъектов, уполномоченных в сфере ГЧП (Внешэкономбанк, Инвестиционный фонд РФ, Росавтодор и др.) Правительством РФ разработан проект федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в субъектах РФ и муниципальных образованиях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»
3 Действующее федеральное законодательство Бюджетный кодекс РФ Налоговый кодекс РФ Федеральный закон от года 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» Федеральный Закон 115-ФЗ от 21 июля 2005 года «О концессионных соглашениях» Федеральный Закон 261-ФЗ от 8 ноября 2007 года «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный Закон 257-ФЗ от 8 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный Закон 116-ФЗ от 22 июля 2005 года «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» Федеральный Закон 82-ФЗ от 17 мая 2007 года «О банке развития» Постановление Правительства РФ 134 от 1 марта 2008 года «Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Российской Федерации»
4 Действующее региональное законодательство Модельный закон Субъекта Российской Федерации «Об участии субъекта Российской Федерации, муниципального образования в проектах государственно- частного партнерства» Законы о ГЧП приняты в 60 субъектах РФ, в том числе в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Московской областях: Закон Санкт-Петербурга от 25 декабря 2006 года «Об участии Санкт- Петербурга в государственно-частных партнерствах» Закон Ленинградской области 78-оз от 14 октября 2011 года «Об участии Ленинградской области в государственно-частных партнерствах» Закон Московской области 80/2011-ОЗ от 8 июня 2011 года «Об участии Московской области в государственно-частном партнерстве»
5 Действующее региональное законодательство: общая характеристика Разный уровень качества региональных законов о ГЧП Нет единого подхода к определению ГЧП, формам ГЧП, формам финансового и иного участия субъектов в проектах ГЧП Наличие рисков Отсутствие судебной и иной практики Небольшое количество проектов ГЧП на региональном уровне - отсутствует наработанная практика Недостаток нормативной базы на муниципальном уровне Ключевой вопрос – распределение прав на объект соглашения о ГЧП
Основные формы ГЧП 6 Договоры об оказании услуг для государственных и муниципальных нужд Договоры поставки для государственных и муниципальных нужд Концессионные соглашения (Строительство-Передача- Эксплуатация) Инвестиционные договоры/ договоры подряда
7 Действующее региональное законодательство: ключевые риски Риск переквалификации / применения законодательства о концессионных соглашениях или государственном заказе Риск оспаривания регионального закона о ГЧП из-за несоответствия императивным нормам федерального законодательства, в т.ч. в части торгов на недвижимое имущество Риск оспаривания результатов конкурса по проекту ГЧП
Недостатки правового регулирования ГЧП в России 8 Противоречивость законодательного регулирования Отсутствие гибкости регулирования договорных отношений Несбалансированное распределение рисков Использование ограниченного числа форм ГЧП Сложность конкурсной процедуры Распределение права собственности на объект соглашения
9 Поручения Правительства РФ от 23 декабря 2011 года ВЗ-П и от 28 апреля 2012 года ИШ-П Проект федерального закона «О государственно-частном партнерстве», разработанный Министерством экономического развития РФ (22 июня 2012 года) Перспективы правового регулирования ГЧП
Проект федерального закона «О государственно-частном партнерстве» (1) Определяет государственно-частное партнерство как: «…долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного партнеров, направленное на реализацию проектов государственно-частного партнерства, в целях достижения задач социально-экономического развития публично-правовых образований, повышения уровня доступности и качества публичных услуг, достигаемое посредством разделения рисков и привлечения частных ресурсов.» Вводит понятия: - публичного и частного партнеров - финансирующей организации - соглашения о ГЧП - объекта соглашения о ГЧП 10
Проект федерального закона «О государственно-частном партнерстве»: основные сферы применения (2) транспортная инфраструктура и транспорт системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства (включая объекты водо-, тепло-, газо-, энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации бытовых отходов, объектов обеспечения и благоустройства жилищного и нежилого фонда, объектов уличного освещения) объекты энергоснабжения объекты обороны и безопасности подвижная и стационарная связь и телекоммуникации объекты, используемые для деятельности в системе здравоохранения объекты образования, воспитания, культуры и социального обслуживания туризм, рекреация и спорт трубопроводный транспорт объекты, используемые для охраны правопорядка иные объекты 11
Проект федерального закона «О государственно-частном партнерстве» (3) 12 Установление единой терминологии в сфере ГЧП Закрепление общих принципов ГЧПЗакрепление основных форм ГЧП Закрепление единого механизма отбора ГЧП-проектов Введение единой конкурсной процедуры при реализации ГЧП-проектов Установление особого правового режима для соглашений о ГЧП Закрепление гарантий прав и законных интересов частного и публичного партнеров Упрощенный порядок предоставления земельных участков частному партнеру
Проект федерального закона «О государственно-частном партнерстве» (4) 13 Закон Санкт-Петербурга 7 форм ГЧП + иные формы Принципы процедуры проведения конкурса отсутствуют Заключение соглашения без конкурса: форс-мажор, неисполнение соглашения частным партнером, подача единственной заявки Прямое соглашение не предусмотреноПроект федерального закона 4 формы ГЧП+ иные формы Определены принципы процедуры проведения конкурса Заключение соглашения без конкурса: подача единственной заявки, отказ победителя от подписания соглашения, объект соглашения или земельный участок в собственности частного партнера Предусматривает прямое соглашение о ГЧП
Основные направления совершенствования нормативно- правового регулирования в сфере ГЧП Внесение изменений в иные акты федерального законодательства Принятие подзаконных нормативно-правовых актов Исключение концессионных соглашений из сферы действия региональных законов о ГЧП Развитие и совершенствование регионального законодательства в сфере ГЧП, включая приведение региональных актов в соответствие с федеральным законодательством Развитие законодательства о ГЧП на муниципальном уровне Максимально гибкое регулирование форм ГЧП, основных условий соглашения о ГЧП, форм финансовой и иной поддержки, установление гарантий инвестору Соответствие типичным требованиям финансирующих организаций Гибкая конкурсная процедура (с учетом императивных норм федерального законодательства) 14
Контакты Майя Петрова советник Телефон: , Санкт-Петербург Малая Конюшенная ул., д.1/3 A Дом Швеции тел факс