Стратегия инновационного развития России на период до 2020г. А. Каширин Москва, ТПП РФ 17 февраля 2011г.
Стратегия инновационного развития России Оценка – в общем положительная, шаг вперед Структура – интересная Цели, задачи, варианты; Инновационный человек, бизнес, государство, образование; Эффективная наука; Инфраструктура инноваций; Участие в глобальной инновационной системе
Стратегия инновационного развития России Предложения В общем плане. Усилить раздел относительно сектора малого инновационного бизнеса. В этом секторе формируется новая постиндустриальная экономика, экономика знаний, новые отношения. Сектор – новый, активно развивается, демонстрирует высочайшую эффективность США: 0,2% ВВП венчурных инвестиций создают 9% занятости населения и 17% ВВП от инновационных компаний, профинансируемых венчурным капиталом. 250 тыс. бизнес-ангелов инвестируют 25 млрд.рублей в компаний, т.е. на входе более 600 проектов, 1,5-2,0 млн. чел ___________________________________
Стратегия инновационного развития России Раздел «Состояние инновационной сферы» дополнить последний абзац раздела (стр.9) … проблем и прежде всего ускоренное и расширенное воспроизводство основных субъектов инновационной экономики: 1)Инновационная компания (источник ВВП, налогов, заработная плата и т.д.), 2)Разработчики (источник новых знаний для коммерциализации), 3)Менеджер (управляющий инновационным бизнесом, производством и продажей продуктов), 4)Инвестор – источник финансирования развития бизнеса на различных стадиях.
Стратегия инновационного развития России Раздел Цели и задачи: Добавить в задачи: -количество малых высокотехнологических компаний, ежегодно инвестируемых посевными и венчурными фондами, бизнес – ангелами достигнет единиц; -Вырастет количество инвестиционных механизмов, осуществляющих финансирование ранних стадий, инновационных проектов, в том числе: венчурных фондов – до 150; посевных фондов – до 100; бизнес-ангелов – до ; объем грантового финансирования достигнет – 60 млрд.рублей
Раздел: Этапы реализации стратегии (стр. 22) Цитата: 1 этап ( гг.) «Ключевая проблема в настоящее время невосприимчивость бизнеса к инновациям, низкий приоритет инновационной деятельности в стратегиях компаний» Вопрос: Является ли эта проблема «ключевой», для кого она является ключевой, о каком бизнесе идет речь? Малый и средний традиционный бизнес (кафе, магазин, цех и т.д.). Купили оборудование, основная задача – производство и продажи, выживание в конкурентной среде. Денег на НИОКР нет и нет нужды в инновациях. Малый и средний инновационный бизнес. Новый монопродукт, НИОКР завершен, главное производство и продажи. Крупный бизнес. Деньги на НИОКР имеются, но нет нужды, т.к. нет конкуренции. Конкуренция – стимул к совершенствованию, модернизации,созданию новых потребительных ценностей продукции.
Раздел: Этапы реализации стратегии Крупный бизнес – разный по технической оснащенности и качеству по продукции: а) конкурентоспособная на мировом рынке (авиация, космос и т.д.); б) продукции для внутреннего, нишевого рынка (автомобильная); в)неконкурентоспособная продукция (бытовая техника). Крупный бизнес – нужно классифицировать по группам и к каждой применять отдельные меры: поддерживать первых; приобретать оборудование и технологии для выпуска современной конкурентной продукции (имитация); продажа активов, ликвидация предприятия
Раздел: Этапы реализации стратегии Исправить Ключевые проблемы в настоящее время являются: невосприимчивость крупного бизнеса к инновациям; неразвитость сектора малого инновационного бизнеса и инфраструктуры его развития.
Стратегия инновационного развития России НИОКР. Два подхода: Первый. Создавать что –то новое Второй. Создать новое, которое создаст новый продукт, который будет обладать существенными конкурентными преимуществами на мировом рынке. При планировании НИОКР нужно учитывать это. Большое количество НИОКР по первому варианту приведет и пока приводит к неэффективному расходованию средств. Нужен венчурный подход. НИОКР должен создавать рыночный продукт.
Стратегия инновационного развития России Приоритетные направления нужны Но следует учитывать, что принципиально новые ниши, технологии открываются на стыке отраслей. Современный и последующий этапы инновационного развития преполагает широкомасштабное вовлечение людей в инновационную сферу,создание новых продуктов, услуг вне рамок приоритетных направлений и они могут иметь значительный экономический эффект. Следует ли их исключать?
Целевые индикаторы стратегии Инновационная экономика - это инновационная составляющая ВВП-это: объем продаж инновационной продукции – это: -количество инновационных предприятий – это: -количество новых продуктов и услуг на рынке-это: -количество занятых в производстве и продаже продуктов.
Целевые индикаторы стратегии Предложения Доля инновационной составляющей ВВП Количество инновационных предприятий и выручка, в том числе: -крупных, -средних, -малых, -вновь созданных. Количество посевных и венчурных фондов, бизнес-ангелов Объем грантового финансирования Количество проинвестированных инновационных компаний, объем инвестиций
Финансовые индикаторы реализации стратегии Анализ статьи затрат: исследование, образование, инфраструктура (это правильно, но это не создает ВВП впрямую) Предложения Включить – главное – инновационный бизнес, его развитие, финансирование (компании, инвесторы, соинвестирование).
Спасибо за внимание