Теории восприятия зрительных и слуховых образов Выполнила студентка 211-группы I-медицинского факультета Михашула Ольга-Иванна Любомировна 2010 год
План: 1.Зрительный анализатор 1.Зрительный анализатор 2.Зрительные иллюзии 2.Зрительные иллюзии 3.Теории восприятия слуха 3.Теории восприятия слуха
Зрительный анализатор Человек воспринимает большую часть информации об окружающем мире благодаря зрению. Чаще всего глаз считают похожим на фотоаппарат или телекамеру, проецирующую внешние объекты на сетчатку, которая является светочувствительной поверхностью. Мозг "смотрит" на эту картинку и "видит" все, что нас окружает. Человек воспринимает большую часть информации об окружающем мире благодаря зрению. Чаще всего глаз считают похожим на фотоаппарат или телекамеру, проецирующую внешние объекты на сетчатку, которая является светочувствительной поверхностью. Мозг "смотрит" на эту картинку и "видит" все, что нас окружает.
-изображение на сетчатке перевернуто,прямое, уменьшенное -из-за несовершенных оптических свойств глаза, таких как аберрация, астигматизм и рефракция, картинка на сетчатке расфокусирована или размазана - глаз совершает постоянные движения: скачки при рассматривании изображений и при зрительном поиске, таким образом изображение находится в постоянной динамике. - глаз моргает приблизительно 15 раз в минуту, а это значит, что изображение через каждые 5-6 секунд перестает проецироваться на сетчатку.
Зрительные иллюзии (лат. illusere - обманывать) - искажение зрительного восприятия частных признаков тех или иных предметов. Обусловлены, прежде всего, действием механизмов, обеспечивающих константность видимых размеров и форм объектов. Большинство зрительных иллюзий имеет параллели в осязании.
Виды зрительных иллюзий: -иллюзии, основанные на физиологических явлениях, таких как иррадиация возбуждения -длина вертикальных линий воспринимается как большая по сравнению с горизонтальными - иллюзия контраста (иллюзия Г. Эббингауза) -распространение признаков целой фигуры на ее части, как например, в иллюзии Мюллера-Лайера -иллюзии, обусловленные применением штриховки, когда параллельные линии воспринимаются изогнутыми (иллюзия Цельнера); - автокинетический феномен
иллюзия Мюллера- Лайера одинаковые прямые воспринимаются как неодинаковые, в зависимости от их завершения.
Иллюзия Г. Эббингауза Иллюзия контраста. один и тот же предмет воспринимается как более крупный среди маленьких фоновых предметов и меньшее среди больших фоновых предметов один и тот же предмет воспринимается как более крупный среди маленьких фоновых предметов и меньшее среди больших фоновых предметов
Иллюзия Понцо Косые линии, сходящиеся в одной точке, ассоциируются либо с длинным шоссе, либо с железнодорожным полотном, на котором лежат два предмета. Косые линии, сходящиеся в одной точке, ассоциируются либо с длинным шоссе, либо с железнодорожным полотном, на котором лежат два предмета. На восприятие влияют сформированные повседневным опытом стереотипы, например, представления о том, что мир трехмерен, начинающие работать, как только в картинку вносятся признаки, указывающие на перспективу. На восприятие влияют сформированные повседневным опытом стереотипы, например, представления о том, что мир трехмерен, начинающие работать, как только в картинку вносятся признаки, указывающие на перспективу.
Иррадиация Явление иррадиации заключается в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. На нашей сетчатке свет отчасти захватывает место, занятое тенью. Каждая светящаяся точка изображается на сетчатой оболочке глаза в виде маленького кружка рассеяния из-за несовершенства хрусталика (аберрация, от латинского - отклонение), неточной аккомодации и пр. Когда мы рассматриваем светлую поверхность на тем- ном фоне, вследствие аберрационного рассеяния как бы раздвигаются границы этой поверхности, и поверхность кажется нам больше своих истинных геометрических размеров; она как бы простирается через края окружающего ее темного фона.
Явление иррадиации состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся более увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Когда мы рассматриваем светлую поверхность на темном фоне, вследствие несовершенства хрусталика как бы раздвигаются границы этой поверхности, и эта поверхность кажется нам больше своих истинных геометрических размеров. На рисунке за счет яркости цветов белый квадрат кажется значительно большим относительно черного квадрата на белом фоне. Любопытно отметить, что зная о данном свойстве черного цвета скрадывать размеры, дуэлянты в XIX веке предпочитали стреляться именно в черных костюмах в надежде на то, что противник промахнется при стрельбе.
лестница Пенроуза «Невозможная фигура» движется ли человек вверх? "Невозможная" лестница не воспринимается как единое целое, поскольку нет согласованности между отдельными ее фрагментами. Раз за разом мы следуем взором за ступеньками, ведущими вверх, пытаясь найти способ решения этой проблемы, и не находим его.
Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза. Слепое пятно. Слепое пятно. " Я прикрепил на темном фоне, приблизительно на уровне глаз, маленький кружочек белой бумаги и в то же время просил другой кружочек удерживать сбоку от первого, вправо на расстоянии около двух футов, но несколько пониже так, чтобы изображение его упало на оптический нерв моего правого глаза, тогда как левый я зажмурю. Я стал против первого кружка и постепенно удалялся, не спуская с него правого глаза. Когда я был в расстоянии 9 футов, второй кружок, имевший величину около 4 дюймов, совсем исчез из поля зрения. Я не мог приписать это его боковому положению, ибо различал другие предметы, находящиеся еще более сбоку, чем он; я подумал бы, что его сняли, если бы не находил его вновь при малейшем передвижении глаз". Э.Мариотт,1668 открытие слепого пятна
Иллюзии переработки информации Символ в центре - буква или цифра?
Основной вопрос, интересующий не только психологов, но и художников, - как на основе двухмерного изображения на сетчатке воссоздается трехмерный видимый мир. Возможно, зрительная система использует определенные признаки глубины и удаленности, например, принцип перспективы, предполагающий, что все параллельные линии сходятся на уровне горизонта, а размеры объекта по мере его удаления от наблюдателя пропорционально уменьшаются. Мы не осознаем, насколько сильно изменяется проекция объекта на сетчатке по мере его удаления.
Парадоксально восприятие перевернутого изображения лица.
иллюзия Клинтона и Моники
Иллюзии цветового зрения. «Из цветов равной белизны тот кажется более светлым, который будет находится на более темном фоне, а черное будет казаться более мрачным на фоне большей белизны. И красное покажется более огненным на более темном фоне, а также все цвета, окруженные своими прямыми противоположностями» Леонардо да Винчи Леонардо да Винчи
Теории восприятия звука
Ухо человека имеет поразительно сложное устройство. Колебания барабанной перепонки в ответ на изменения давления воздуха - всего лишь начало длинной цепи событий, которые в конечном счете приводят к восприятию звука. Стимулы, вызывающие слуховые ощущения, представляют собой волны, которые образуются в результате колебаний частиц воздуха. Вибрации какого-либо предмета вызывают поочередное образование уплотненных и разряженных зон воздуха, которые затем в виде последовательных волн распространяются в пространстве со скоростью около 330 метров в секунду.
Теории восприятия высоты звука 1. Гипотеза Резерфорда в 1886 году а) звуковая волна заставляет вибрировать всю базилярную мембрану и частота вибраций соответствует частоте звука; б) частота вибраций мембраны задает частоту нервных импульсов, передаваемых по слуховому нерву. НО: Гипотеза Резерфорда оказалась справедлива только для низкочастотных тонов (Менее 1000 Гц). Гипотеза Резерфорда оказалась справедлива только для низкочастотных тонов (Менее 1000 Гц). Вивер (Weaver, 1949) : предположил, что частоты выше 1000 герц кодируются различными группами нервных волокон, каждая из которых активируется в несколько разном темпе. Вивер (Weaver, 1949) : предположил, что частоты выше 1000 герц кодируются различными группами нервных волокон, каждая из которых активируется в несколько разном темпе.
2. Жозеф Гишар Дювернье(1683г.) предположил, что частота кодируется высотой звука механически, путем резонанса. В XIX веке Герман фон Гельмгольц, исходя из гипотезы резонанса, предложил для объяснения восприятия высоты теорию локальности. Согласно этой теории, каждый конкретный участок базилярной мембраны, когда он начинает реагировать, создает ощущение определенной высоты тона. Как именно колеблется базилярная мембрана, не было известно до 1940 года, когда Георг фон Бекеши измерил ее движения при помощи маленьких отверстий, просверленных в улитках морских свинок и человеческих трупов.
Благодарю за внимание!