Журавлева Надежда Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 12 г. Вышнего Волочка
…произошло нечто удивительное и странное… Прекрасная, необычайно яркая звезда упала с неба. Она покатилась по небосводу меж других звезд…
Прочитай афоризмы и подумай, все ли мысли, выраженные в них, нашли отражение в сказке. Выбери один из афоризмов и объясни, согласен ли ты с ним. Используй в качестве доказательства свои мысли, текст сказки О. Уайльда или другие известные тебе произведения литературы. Узнай у своих родных и друзей, какой из этих афоризмов им кажется самым верным, и попроси их объяснить свою точку зрения.
При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства. И. Шевелев Одним из дурных последствий жестокого поступка является то, что ожесточаются сердца очевидцев. Ч. Бакстон Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях. Фалес
Саван - широкое одеяние, покров из белой ткани для покойников. Философ - 1) ученый, мыслитель; 2) в переносном смысле – человек, который живет разумно, рассудительно и спокойно относится ко всем явлениям жизни, ко всем ее невзгодам. ( ?- в каком значении слово употребляется в сказке и в отношении к какому герою?) Обуять - охватить, овладеть с неудержимой силой (о душевном состоянии). Жёрнов - мельничный круг для перетирания, размола зерен в муку. Непонятные и неизвестные слова в тексте сказки
Подкидыш - ребенок, подкинутый матерью чужим людям. Косец - то же, что косарь – тот, кто косит траву, злаки. Помыкать - притеснять кого – нибудь, распоряжаться кем – нибудь по своему произволу. Свирель - народный музыкальный инструмент в виде дудки из дерева, тростника. Недужный - нездоровый. Увечный - имеющий увечья, тяжелые телесные повреждения. Прокаженный - больной проказой: тяжелой кожной заразной болезнью, считающейся обычнр неизлечимой. Каштан - дерево из семейства буковых со съедобными коричневыми плодами, а также сам плод. Стенания - стоны, крики со стонами. Алебарда – старинное оружие, фигурный топорик на длинном древке.
Кольчуга - старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец. Тюрбан - головной убор восточных народов из полотнища легкой материи, обмотанный вокруг головы. Гяур - у магометан: человек иной веры. Мниться - думаться, казаться. Сторицей, стократ - во много раз. Буквально в сто раз. Потешаться - издеваться. Скипетр - жезл с драгоценными камнями и резьбой – знак царской власти. Пророчество - предсказание. Отринуть - то же, что отвергнуть – не принять, отказать в чем – либо. Сирый - 1) ставший сиротой; 2) одинокий, бедный. Преемник - чей – нибудь продолжатель, тот, кто занял чье – нибудь место. Тиран - жестокий правитель.
Афоризм - краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. И еще раз заглянем в толковый словарь…
Мора́ль принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле. Мораль и нравственность тесно связанные понятия, которые многие считают синонимичными[1], хотя термин нравственность чаще применяется для описания внутренних принципов человека[3], а мораль для общественных[4]. Мораль и нравственность…
Карточка 1 «Дровосеки в лесу» 1. Почему дровосеки были печальными? 2. Что удивительное произошло в лесу? 3. Как дровосеки решили поступить с ребенком? 4. Как вы отнеслись к предложению одного из дровосеков разделить найденное? Карточка 2 « Дровосек и жена» 1.Как вела себя жена дровосека, увидев на руках мужа спящее дитя? 2. Почему она бранилась на мужа? 3. Почему дровосек не переступал порога дома? 4. Как вы считаете, кто был в этой ситуации прав и почему? Карточки для работы в группах (эпизод и вопросы к нему)
Карточка 3 « Мальчик до встречи с матерью» 1. Как рос Дитя – звезда и как он выглядел? Что принесла ему красота? 2. Почему сверстники слушали Мальчика – звезду и следовали за ним? 4. Какие поступки Мальчика – звезды и детей вас поразили? 4. Какой из афоризмов очень тесно связан с вашим отрывком? Карточка 4 « Мальчик после встречи с матерью. Отношение к нему» 1. Как повел себя Мальчик – звезда, увидев под каштаном уставшую нищенку? 2. За что дровосек укорял Мальчика – звезду? 3. Что поразило Мальчика – звезду в самое сердце? 4. Ка был наказан Мальчик – звезда?
Карточка 5 «Мальчик после встречи с матерью. Его поведение». 1. Почему заплакал Мальчик – звезда? Вам было его жалко? 2. Как звери отнеслись к Мальчику – звезде? 3. Как отнеслись к нему в селениях? 4. Сколько лет бродил он по свету? Карточка 6 «Поиск монет» 1. Как Мальчик – звезда оказался в плену? 2. Сколько было монеток и почему Мальчик – звезда ни одной не принес старику? 3. Кто помогал мальчику и почему? 4. Как бы вы вели себя по отношению к мальчику – звезде?
Что же случилось с Мальчиком – звездой дальше?
У древнего китайского мудреца Конфуция ученик спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим». Мораль – это правила доброго поведения. Их много, но среди них есть самое главное. Его называют « золотым правилом морали»
В начале нашей эры проповедовавший Иисус Христос сказал: « И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Молодой еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрец: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе»
Какие же поступки совершал Мальчик – звезда: добрые или злые? Какой у него нрав? Зачем мы так внимательно читаем сказку и так много говорим о ее героях? Подведем итоги