Методическая разработка «Ораторское искусство в разных стилях речи» Технология «дебаты» Шерстобитова И.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего края Пусть зовётся оратором тот, кто умеет своей речью убеждать. Цицерон Слова.
Advertisements

Особенности ораторской речи Выполнили:студенты 4 курса Факультета начального образования Соловушкова Ирина Сардори Владлена.
Презентация к уроку по русскому языку (8 класс) по теме: Ораторское искусство.Презентация к уроку развития речи в 8 классе
Презентация к уроку по психологии на тему: Презентация «Особенности публичного выступления».
МАСТЕР-КЛАСС УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ «ТУРОЧАКСКАЯ СОШ» БОЧАРОВА Н.Н. УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ «ТУРОЧАКСКАЯ СОШ» ЛАПШИНА.
Публичное выступление на общественно значимую тему Цели урока: закрепить знания об особенностях ораторской речи; формировать умение создавать собственное.
Г ОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 1003 ЗАО Г.М ОСКВЫ У ЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ «У ЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ПУБЛИЧНО »
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УСТНОЙ РЕЧИ.
Наука риторика. Слово Слова умеют плакать, смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать.
Основные требования к публичному выступлению Арутюнян Ирина Алексеевна, заместитель директора МОУ «Центр творческого развития и гуманитарного образования.
Мухортиков и Кумышь. Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива.
Выполнила : Студентка 205 группы Лечебного факультета Джиоева Надежда.
«Слово-основа речевого поведения в обществе» (элективный курс для учащихся 9-ых классов) Составитель: Муравлева Елена Валентиновна – учитель русского языка.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства.
Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать. Призывом стать, и отзывом,
Подготовка к публичному выступлению Разработала : учитель ОПД МБУ средней школы 18 учитель ОПД МБУ средней школы 18 г. Тольятти Тачкова Е.Н.
В деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным. А.П.Чехов Презентация к уроку русского языка в 9 классе. Подготовила:
ЖИЗНЬ РУССКОГО СЛОВА БРЮЗГА Выполнила: Урпешева Алина, ученица 11 Б класса Руководитель: Лыженкова Ольга Дмитриевна, учитель русского языка и литературы.
Руководитель : учитель русского языка и литературы Казакова Е. Ю.
Культура речи педагога «Искусство говорить с детьми» «Каждое произнесённое тобой слово – Живое. Оно имеет свой размер, цвет, свет, вкус, запах, объем,
Транксрипт:

Методическая разработка «Ораторское искусство в разных стилях речи» Технология «дебаты» Шерстобитова И.А.

Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление Пусть зовётся оратором тот, кто умеет своей речью убеждать. Цицерон Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать. …Призывом стать, и отзывом, и зовом Способно слово, изменяя лад. И проклинают, и клянутся словом, Напутствуют, и славят, и чернят. Я.Козловский «Слово»

Оратор Лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия. Лицо, произносящее речь. Глашатай чего-нибудь. Человек, обладающий даром речи.

Оратор должен Найти, что сказать. Найденное расположить по порядку. Придать ему словесную форму. Всё это запомнить. Произнести.

Демосфен

Абд аль-Кадир

Авраам Линкольн

Наш словарь КРАСНОРЕЧИЕ – дар хорошо и красиво говорить. РИТОРИКА – теория ораторского искусства. ОРАТОР – тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром говорить речи. ОРАТОРСКИЙ – качество произносимой речи (ораторский дар) ПАФОС – страстное воодушевление, подъем, энтузиазм.

Особенности ораторской речи Ораторская речь всегда рассчитана на публику, на группу лиц, поэтому она обычно включает обращения к слушателям. В ораторских выступлениях обычно ставятся и раскрываются вопросы, имеющие общественную значимость, гражданское звучание. Основная задача оратора – воздействие на ум, чувства, действия слушателей. Цицерон говорил: «Пусть зовется оратором тот, кто умеет своей речью убеждать». Оратор стремится повлиять на поведение, поступки людей, убедить их в чем – либо, вызвать у них подъем духа. Ораторская речь потому должна отличаться особой эмоциональностью, яркостью, пафосом. Аристотель писал, что слушатель всегда сочувствует оратору, говорящему с чувством, даже если в его речи и нет ничего основательного.

Речь Ивана Сергеевича Тургенева на открытии памятника А.С.Пушкину Сияй же, как он, благородный медный лик, воздвигнутый в самом центре столицы, и гласи грядущим поколениям о нашем праве называться великим народом потому, что среди этого народа родился, в ряду других великих, и такой человек! И как о Шекспире было сказано, что всякий, вновь выучившийся грамоте, неизбежно становится его новым чтецом, - так и мы будем надеяться, что всякий наш потомок, с любовью остановившийся перед изваянием Пушкина и понимающий значение этой любви, тем самым докажет, что он, подобно Пушкину, стал более русским и более образованным, более свободным человеком! Будем также надеяться, что в недавнем времени даже сыновьям нашего простого народа, который теперь не читает нашего поэта, станет понятно, что значит это имя: Пушкин! – и что они повторят уже сознательно то, что нам довелось недавно слышать из бессознательно лепечущих уст: «Это памятник – учителю».

Дмитрий Сергеевич Лихачёв о важнейших признаках хорошей публичной речи Если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Чтобы выступление было занимательным, всё, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Если выступающий с увлечением рассказывает или читает и аудитория это почувствует, то и слушателям будет интересно. Постарайтесь сделать так, чтобы в вашем выступлении не было просто цепи разных мыслей, а была одна главная мысль, которой подчинены все остальные.

Владение собственным голосом Выступающий должен чутко относиться к звучащему слову. Смысловое восприятие речи зависит от её темпа, силы, высоты. Оратор достигает большого эффекта, меняя темп, силу, высоту своего голоса в зависимости от содержания речи, то есть избегая монотонности. Выступающий с речью должен обладать хорошей дикцией, то есть произносить слова чётко и ясно. Опытный оратор уделяет большое внимание паузам: они позволяют делать определённые смысловые акценты, облегчают дыхание.

Как работать над устным выступлением Речь должна тщательно готовиться: необходимо определить тему, цель, название выступления с учётом состава слушателей и обстановки. Затем составить предварительный план, подобрать теоретический и фактический материал. Работая над книжными источниками, нужно использовать беглый просмотр, выборочное чтение, углублённое чтение, делать дословные выписки, составлять конспекты и т.д. После подбора материала к выступлению пишут либо его полный текст, либо конспект, тезисы, либо план. Репетиция – необходимая часть подготовки. Особое внимание следует обратить на технику произношения, мимику, жесты. Необходимо проанализировать своё выступление, чтобы учесть его положительные и отрицательные стороны.

Дебаты Дебаты вид дискуссии, интеллектуальная игра, в которой команды отстаивают противоположные утверждения по некоторой сложной проблеме, чтобы убедить членов жюри в своей правоте. Существуют определённые правила ведения дебатов, которые, прежде всего, помогают обучаться культуре конструктивного общения. Кроме того, дебаты содействуют развитию логического мышления, способствуют формированию уверенности и убеждённости в отстаивании своей позиции, помогают приобрести навыки командной работы. Главная цель игры «Дебаты» научиться культуре ведения публичной дискуссии.

Критерии оценивания выступлений Содержание: соответствие изложения заданной теме. Лаконичность, доступность изложения. Доказательность суждений. Красота речи: использование различных форм выразительности. Культура речевого поведения (спокойный, доброжелательный тон, попытки найти общее во мнениях).

Примерное рекомендуемое построение спича Тезис (его можно утверждать, можно опровергать). Система аргументов (на основе собственного жизненного опыта, в том числе ученического, из литературных произведений, из передач, художественных фильмов и другое). Вывод по теме.

Тема 1 для дебатов Тема 1 для дебатов Портится ли русский язык? Процессы в современном языке ведут к его совершенствованию или деградации? (Научный доклад - Сплетня)

Тема 2 для дебатов Тема 2 для дебатов Удобна ли русская орфография для пишущего и читающего человека? (Сплетня – научный доклад)

Тема 3 для дебатов Засорение русского языка американскими фразами, жаргонизмами; Что движет людьми? Мода на новые иностранные слова, боязнь казаться несовременными или нецивилизованными? (Научный доклад со сплетней в одном высказывании)