Предпрофильный курс «Видеооператор. Оператор видеомонтажа» А.В. Бурдаев, заместитель директора по ИТ МОУ Просветской СОШ м.р. Волжский Самарской области Занятия Техника видеосъемки
В предыдущем занятии рассмотрены виды кинематографических планов и ракурсов, правильный выбор которых имеет большое значение для восприятия фильма. Однако, как уже говорилось, все снятое одним планом представляет собой лишь один кадр, видеофильм же складывается из многих кадров, соединяющихся в определенной последовательности. Данное занятие будет посвящено техническим приемам, которые позволяют сделать видеофильм более динамичным посредством смены планов, которая может осуществляться в первую очередь за счет движения видеокамеры, использования трансфокатора и смены позиции самим оператором. Большое внимание будет также уделено тому, как избежать основных ошибок, допускаемых начинающими видеооператорами. В этом нам поможет Чарли Уайт лауреат премии Emmy, продюсер и режиссер PBS, старший продюсер Digital Media Net, автор многочисленных публикаций в журнале «Цифровое видео» ( Введение
Функция «Наезд» - самая известная и самая доступная из всех функций видеокамеры, легкое движение рычажком может приблизить снимаемый объект в десятки раз. Однако подавляющее большинство профессиональных фотографов и операторов в один голос советуют отказываться от применения наезда всегда, когда есть возможность это сделать. Немножко приблизить снимаемый объект, чтобы исправить незначительные недостатки компоновки кадра – вполне допустимо, большее приближение как минимум приведет к заметному дрожанию картинки. «Самая грубая ошибка, которую делают практически все начинающие – использование наплывов практически в каждом фрагменте съемки. Прежде, чем нажать кнопку ZOOM, четко обоснуйте, почему вы это делаете. Вам действительно нужен крупный план объекта? Или вы играете с наплывом просто потому, что можете? И, если у вас нет серьезной причины для применения наплыва или панорамы, лучше откажитесь от них. Многие известные режиссеры (Спилберг, Хитчкок др.), не прибегая к этим приемам, снимали целые фильмы. Вместо наплыва порой лучше приостановить съемку или подойти ближе к объекту.» (Ч. Уайт). Использование «Наезда»
Панорамированием называется плавное изменение направления съемки поворотом или наклоном видеокамеры. Различают три вида панорамирования: обзорное, панорамирование движущегося объекта, и быстрая перемена направления съемки. Обзорное панорамирование осуществляется поворотом или наклоном камеры и служит для показа общего вида объектов большой протяженности (армейский строй, высокое здание и т.п.) Панорамирование Направление движения камеры при панорамировании
Обзорное панорамирование настоятельно рекомендуется выполнять со штатива. Темп движения камеры при панорамировании должен быть постоянным. Продолжительность времени панорамирования возрастает пропорционально углу поворота камеры – панорама должна длиться примерно 15 сек., 60 0 – 30 сек., – 80 сек. и т.д. При панорамировании движущегося объекта при съемке с рук поставьте ступни ног перпендикулярно направлению его движения, поверните корпус в сторону объекта и поворачивайтесь вслед за его движением. (см. рисунок) Следите за композицией кадра, особенно в начале и конце панорамы. Правила панорамирования
Поставив регулятор зума в крайнее ближнее положение, вы получаете короткофокусный (широкоугольный) объектив. Короткофокусный объектив обладает большей глубиной резкости, т. е. резкими будут объекты не только переднего, но и заднего плана. Использование короткофокусного объектива приводит также к тому, что объекты будут казаться расположенными ближе, чем в действительности (предупреждение об этом наносят на панорамные зеркала заднего вида для автомобилей). С короткофокусным объективом следует снимать, если вам трудно удержать камеру неподвижной, – чем больше фокусное расстояние, тем сложнее избежать эффекта трясущейся камеры. У длиннофокусного объектива глубина резкости меньше, и он может быть полезен, если вы хотите, чтобы предмет съемки был в фокусе, а фон размытым. Снимая длинным фокусом, обязательно используйте штатив. Попробуйте поэкспериментировать: нацельтесь на объект и приближайтесь к нему, сохраняя при помощи зума постоянный размер кадра. В ходе этих манипуляций вы заметите, что фон постепенно входит в фокус, а ваш объект загадочным образом приобретает глубину. Этот странный эффект наглядно демонстрирует различие свойств объективов с разным фокусным расстоянием. Управление характеристиками объектива
Слишком мелкий план - типичная ошибка начинающего. Подходите ближе к предмету съемки. Если вы приблизитесь к объекту и исключите из кадра то, что не несет никакой информации, ваше видео только выиграет. Помните, что вы ограничены в пространстве и не тратьте его, если не хотите добиться особых эффектов, на ковер, асфальт и большие куски неба. Лучше поместите в это драгоценное пространство интересующий вас объект. Чем план крупнее, тем лучше смотрится видео. Старайтесь избегать перегруженного или движущегося фона. На фоне не должно быть отвлекающих элементов. Если же в фон добавить несколько не слишком раздражающих цветных пятен, это сделает фон более привлекательным. Передний и задний план Слишком много объектов в кадре, фон перегружен лишними деталями Укрупнение плана позволяет подчеркнуть происходящее в кадре
При просмотре домашнего видео часто встречаются кадры, в которых у персонажей отрезана часть головы. Чтобы избежать этого, при съемке надо учитывать, что почти каждый бытовой телевизор срезает сверху, снизу и по бокам примерно по 10% вашего так тщательно скадрированного видео. Попробуйте поэкспериментировать: снимите несколько сцен, отмечая, сколько пространства вы оставляете, а потом просмотрите их на телеэкране. Но не перестарайтесь – когда над головой слишком много пространства, создается впечатление, что человек сидит в яме. Работу профессионала всегда можно узнать по тому, какую долю кадрового пространства занимает персонаж. Еще раз о компоновке кадра Срезан верхНарушен принцип равновесия в кадре
При съемке по всем правилам, базовое освещение состоит из основного источника, размещенного близко к камере, заполняющего света, направленного на предмет съемки и расположенного с другой стороны от камеры, и заднего света, который размещается за предметом съемки и предназначен для того, чтобы предмет съемки не сливался с фоном (см схему ниже). Если же свет не является постановочным, главное правило - выбирать позицию таким образом, чтобы источник света не находился позади объекта съемки. ЖК-дисплей камеры, скорее, всего, скорректирует картинку и не позволит вам заметить свою ошибку, а при просмотре кадр будет выглядеть как на рисунке ниже. Некоторые камеры позволяют производить замер экспозиции в выбранной точке, что отчасти поможет избежать данной ошибки. Освещение Пример постановки комбинированного освещения Источник освещения расположен позади объекта съемки
В ходе занятия, посвященного планированию съемок и написанию сценария, уже говорилось, что монтаж начинается до съемки. Во время съемки продолжается процедура монтажа еще не отснятого фильма, которая заключается в выборе планов, ракурса, количества и способа переходов между ними. Посмотрите, как много планов и переходов использовано при съемке простенькой сцены получения письма.сцены получения письма. Чарли Уайт, советуя новичкам, добавляет: «Хорошие операторы всегда при съемке думают о том, как их материал будет использоваться при монтаже. Например, если ваш герой говорит о плаванье, снимите плавающих людей, а еще лучше – плывущего героя. Основная проблема при монтаже состоит в том, что таких кадров всегда не хватает. При съемке какого-либо объекта, например, цветка, когда вам уже хочется выключить камеру, оставьте ее включенной еще секунд пять. Этим вы обеспечите больше возможностей для монтаже. Главное правило, которое следует соблюдать в ходе съемок для монтажа – снимать столько различных вариантов, сколько позволяет время. Иногда в процессе работы приходит озарение, и вы решаете сделать нечто незапланированное, как правило, именно эти кадры оказываются лучшими. Не упускайте таких моментов». Монтажная съемка
Раскадровка эпизода Работа проделана большая, но нельзя не согласиться, что снятая или смонтированная в такой последовательности планов сцена будет смотреться гораздо выразительнее, чем снятая в духе современных сериалов, когда в кадре в течение получаса вся комната и все в ней находящиеся, независимо от степени их участия в сцене. Вернуться
Теперь вы знаете достаточно, чтобы начать снимать фильм по уже написанному вами сценарию. Возможно, воспользовавшись советами полученными в материалах последних двух заданий, вы захотите подкорректировать свой сценарий – что ж, время есть. Практическим заданием к занятиям 6-10 будет написание сценария и съемка по нему сюжета на выбранную вами тему. Надеюсь, что правила и советы, приведенные в двух последних презентациях, помогут вам сделать свой видеофильм более привлекательным и выигрышным по сравнению с обычным любительским видео. Сырой материал, ввиду его большого объема, вам будет затруднительно переслать мне. Поэтому, отсняв материал, сообщите мне его продолжительность и (или) объем получившихся файлов (если съемка велась на цифровую камеру) Следующие занятия будут посвящены переносу отснятого материала на компьютер и изучению особенностей форматов цифрового видео. Заключение