ШКОЛА НАУЧНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ на Биологическом факультете ТАТЬЯНА ПИЧУГИНА ЖУРНАЛ «РОССИЙСКИЕ НАНОТЕХНОЛОГИИ» Т. (495) , ООО «ПАРК-МЕДИА» 2 ноября ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
ПОВОД ДЛЯ ИНТЕРВЬЮ Горячая новость: очень крупное открытие, нобелевская премия, крупная авария, трагедия. Просьба редактора: постоянная рубрика, где всегда публикуют интервью. Необходим материал для статьи.
ПОДГОТОВКА К ИНТЕРВЬЮ Предварительно изучите тему: научные статьи, книги, публикации в СМИ, официальные документы, отчеты, опросы, статистика, справочники. Составьте список вопросов. Диктофон, батарейки, блокнот, ручка. Проверьте пишет ли ручка, есть ли чистые страницы в блокноте. Перед встречей еще раз проверьте диктофон. Возьмите свое издание, визитки. Не кладите диктофон рядом с работающим проектором, вентилятором и т.д.
ВО ВРЕМЯ ИНТЕРВЬЮ «Я могу записать нашу беседу на диктофон?» Отмечайте в блокноте важные пункты беседы, имена, цифры, сложные термины. Не бойтесь переспрашивать. Поглядывайте на диктофон – записывает или нет. Уточняйте, где конец купюры: «Это не для публикации». Два последних вопроса: «Я упустил что- нибудь важное?», «Что бы Вы хотели добавить к сказанному?».
ПРАВИЛО 2 «Ученый, больше чем кто бы то ни было ожидает, что журналист знаком с темой». Патрик Янг, научный журналист, США Изучив тему, составьте список вопросов для интервью.
ЕСЛИ ТЕМА СЛОЖНАЯ Не делайте вид, что вы знаете больше о теме, чем на самом деле. Не бойтесь задавать «глупые», «детские» вопросы. Просите ученого привести аналогию с чем-то знакомым, наглядный образ, метафору, пример. Уточняйте («эхо»): «Правильно ли я понял, что…». Контекст: спросите об истории вопроса, кто еще этим занимается.
ПОСЛЕ ИНТЕРВЬЮ Попросите дополнительные материалы: статьи, иллюстрации, документы, фото. Запишите все контакты. Уточните, где ученый будет в ближайшие дни, недели. Если остались вопросы, перезвоните позже или напишите . Готовое интервью вышлите ученому, обязательно указав ваш дедлайн (срок сдачи материала). Передайте ему опубликованное интервью.
«Вы должны задавать множество вопросов, добиваясь четкого определения каждого слова для того, чтобы понимать стоящую за ними концепцию. Если вы не понимаете эту концепцию, вы не сможете о ней написать». Сандра Блейксли, журналист-фрилансер, пишет о нейробиологии для New York Times, США
ПЕРВЫЙ АВТОР В 2006 году несколько организаций Новосибирской области объединились в научный консорциум, чтобы создавать противовирусные препараты нового поколения, действующие на генетический материал вируса. В него вошли Новосибирский государственный университет, Институт катализа СО РАН, Институт химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН и ГНЦ вирусологии и биотехнологии «Вектор». Один из совместных проектов, которые ведут члены консорциума, курирует профессор, доктор биологических наук Станислав Загребельный из НГУ. Вместе с коллегами он ищет способ вывести из строя вирус гриппа с помощью антисмысловых олигонуклеотидов, прикрепив их к частицам диоксида титана. Что такое антисмысловые олигонуклеотиды и как они должны повреждать геном вируса в клетке? – Антисмысловые олигонуклеотиды комплементарны нуклеиновым кислотам, составляющим геном организма, в нашем случае – вируса. При попадании в зараженную клетку антисмысловые олигонуклеотиды образуют комплементарные комплексы с генетическим материалом вируса, что приводит к подавлению функций вирусного генома. Существуют различные механизмы такого подавления. «Российские нанотехнологии», ЗАГОЛОВОК – не более 7 слов ЛИД – отвечает на вопросы ЧТО, КТО, ГДЕ, КОГДА, ЗАЧЕМ 3-6 вопросов. Общий объем текста интервью – не более 6000 знаков с пробелами
Домашнее задание дедлайн - 9 ноября, Расспросите ученого о его исследовании. Расшифруйте интервью. Одно интервью – одна история. Отбрасывайте лишние детали. Применяйте правила практикума-1. Структура интервью: заголовок, лид, 3-6 вопросов, «Беседу вел/вела…».