ИКАО Семинар-практикум по безопасности полетов на аэродроме Алма-Ата, Казахстан – 18 – 22 ноября 2002 года ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Семинар по безопасности на аэродромах – Алма-Ата, Казахстан, 18 – 22 ноября 2002 года 2 Обзор ( ОПАСНОСТЬ ( РИСК ( ВЕРОЯТНОСТЬ ( ПОСЛЕДСТВИЯ ( МИНИМАЛЬНЫЙ ПРАКТИЧЕСКИ ВОЗМОЖНЫЙ ПРЕДЕЛ РИСКА ( БЕЗОПАСНОСТЬ ( ПОКАЗАТЕЛИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ( СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ( АНАЛИЗ РИСКА
Семинар по безопасности на аэродромах – Алма-Ата, Казахстан, 18 – 22 ноября 2002 года 3 ОПАСНОСТЬ (1) Ситуация, возникновение которой может вызвать отрицательные последствия для персонала и техники (или для окружающей среды)
Семинар по безопасности на аэродромах – Алма-Ата, Казахстан, 18 – 22 ноября 2002 года 4 ОПАСНОСТЬ (2) Примеры опасных ситуаций, которые могут возникнуть на аэродроме: -Самолет оказался за пределами ВПП -Столкновение самолетов на ВПП -Столкновение самолетов на рабочей площади -Столкновение наземного транспортного средства с самолетом -Экипаж введен в заблуждение визуальными средствами
Семинар по безопасности на аэродромах – Алма-Ата, Казахстан, 18 – 22 ноября 2002 года 5 РИСК риск = вероятность * последствия
Семинар по безопасности на аэродромах – Алма-Ата, Казахстан, 18 – 22 ноября 2002 года 6 ВЕРОЯТНОСТЬ (Крайне маловероятно (
Семинар по безопасности на аэродромах – Алма-Ата, Казахстан, 18 – 22 ноября 2002 года 7 ПОСЛЕДСТВИЯ (Катастрофические (Опасные (Серьезные (Незначительные
Семинар по безопасности на аэродромах – Алма-Ата, Казахстан, 18 – 22 ноября 2002 года 8 ПРИЕМЛЕМОСТЬ РИСКА
Семинар по безопасности на аэродромах – Алма-Ата, Казахстан, 18 – 22 ноября 2002 года 9 МИНИМАЛЬНЫЙ ПРАКТИЧЕСКИ ВОЗМОЖНЫЙ ПРЕДЕЛ РИСКА (ALARP) Минимальный практически возможный предел риска Предел риска Рубеж риска Затраты/Преимущества
Семинар по безопасности на аэродромах – Алма-Ата, Казахстан, 18 – 22 ноября 2002 года 10
Семинар по безопасности на аэродромах – Алма-Ата, Казахстан, 18 – 22 ноября 2002 года 11 БЕЗОПАСНОСТЬ (1) Согласно документу 9735: Состояние, при котором риск причинения вреда или нанесения ущерба не превышает приемлемого уровня Согласно АНК: Состояние, характеризующееся отсутствием неприемлемого риска причинения телесных повреждений лицам или нанесения вреда воздушным судам или имуществу
Семинар по безопасности на аэродромах – Алма-Ата, Казахстан, 18 – 22 ноября 2002 года 12 БЕЗОПАСНОСТЬ (2) Понятия, применяемые на практике: Уровни всех рисков располагаются ниже предела риска (имеется в виду минимальный практически возможный предел риска) Все риски находятся в приемлемой зоне (см. таблицу приемлемости последствий)
Семинар по безопасности на аэродромах – Алма-Ата, Казахстан, 18 – 22 ноября 2002 года 13 ПОКАЗАТЕЛИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ (1) (Такие показатели необходимы для контроля за положением дел на аэродроме в области безопасности (Такие показатели необходимы для выявления областей, требующих улучшения
Семинар по безопасности на аэродромах – Алма-Ата, Казахстан, 18 – 22 ноября 2002 года 14 ПОКАЗАТЕЛИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ (2) Количество происшествий со смертельным исходом на миллион операций (взлетов и посадок) не является практически полезным показателем для оценки положения с безопасностью на конкретном аэродроме Необходимо обращать особое внимание на инциденты, потенциально способные привести к серьезным последствиям
Семинар по безопасности на аэродромах – Алма-Ата, Казахстан, 18 – 22 ноября 2002 года 15 ПОКАЗАТЕЛИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ (3) (Безопасность на рабочей площади (Технический уход за покрытием (Эксплуатация в зимних условиях (Электротехнические службы (Аварийно-спасательные и противопожарные службы
Семинар по безопасности на аэродромах – Алма-Ата, Казахстан, 18 – 22 ноября 2002 года 16 СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ (1) Doc 9774: Система обеспечения безопасности - это система, предназначенная для обеспечения безопасности на аэродроме, включающая организационную структуру, распределение ответственности, процедуры, процессы и нормативные положения, регулирующие проведение эксплуатантом аэродрома политики в области обеспечения безопасности аэродрома, которые предусматривают контроль за безопасностью полетов и безопасной эксплуатацией аэродрома
Семинар по безопасности на аэродромах – Алма-Ата, Казахстан, 18 – 22 ноября 2002 года 17 СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ (2) (Необходимо иметь системный подход к безопасности (Безопасность должна обеспечиваться и контролироваться (Необходимо иметь соответствующую организацию (Необходимо иметь соответствующие процедуры (Должна быть установлена политика в области безопасности (Эту политику необходимо проводить в жизнь
Семинар по безопасности на аэродромах – Алма-Ата, Казахстан, 18 – 22 ноября 2002 года 18 АНАЛИЗ РИСКА (1) (Анализ риска – это системный подход к описанию и (или) определению степени риска (Анализ риск может быть количественным или качественным
Семинар по безопасности на аэродромах – Алма-Ата, Казахстан, 18 – 22 ноября 2002 года 19 АНАЛИЗ РИСКА (2) (Описание имеющихся проблем и поставленных целей (Выбор соответствующих процедур, методики и источников данных (Определение нежелательных событий (Причинно-следственный анализ (Описание риска (Меры по сокращению риска (Полученные результаты
Семинар по безопасности на аэродромах – Алма-Ата, Казахстан, 18 – 22 ноября 2002 года 20 ОБЩИЙ ОБЗОР некоторых важнейших терминов, связанных с контролем за обеспечением безопасности Большинства терминов в документе 9774 НЕТ Все эти термины можно найти в материалах данного семинара
Семинар по безопасности на аэродромах – Алма-Ата, Казахстан, 18 – 22 ноября 2002 года 21 ЕСТЬ ЛИ У ВАС ВОПРОСЫ ?