Концессия как инструмент развития инфраструктуры в условиях ограниченного бюджетного финансирования Быханов М.Г. Директор по инвестициям в инфраструктурные проекты Управляющая компания «Лидер»
КОНЦЕССИИ – ОДНА ИЗ ФОРМ ГЧП В мировой практике концессии успешно используются более 20 лет Концессии могут использоваться в следующих отраслях: Транспортная инфраструктура Социальная инфраструктура ЖКХ проекты ГЧП в мире по секторам
Выгоды от участия в ГЧП Существенная экономия бюджетных средств Использование лучших технологий, опыта и ноу-хау Четкие сроки сдачи объектов Долгосрочная эффективность управления объектами инфраструктуры Долгосрочные, рентабельные проекты Низкая зависимость проектов от колебаний рыночной коньюнктуры Высокая надежность инвестиций Возможность создания и развития конкурентоспособного российского игрока на рынке инфраструктурных проектов с перспективой выхода на международные рынки Выгоды бизнесаВыгоды государства
Концессия как наиболее эффективная форма организации инвестиций в транспортную инфраструктуру Объединение ресурсов и справедливое распределение рисков между сторонами Прогнозируемый период времени для создания и использования проекта концессии Расширение возможностей для получения кредитования под проекты за счет получения гарантий концедента Защита инвестора действующим законодательством как от одностороннего прекращения концессионного договора по инициативе государства Защита инвестора от изменений к худшему в законодательстве, регулирующем деятельность инвестора Сохранение права собственности на объект у государства Решение государственных задач за счет частных инвесторов Минимизация операционных рисков для государства Внедрение эффективных рыночных механизмов и менеджмента в сфере, где ранее использовались только методы административного управления Выгоды бизнесаВыгоды государства
Взаимопомощь и взаимные гарантии – это выгодно Четкое распределение рисков Проработка всех деталей проекта Предоставление гарантий меньшие риски проекта дешевле финансирование меньшие резервы под риск увеличение эффективности проекта Улучшение ценового предложения Сокращение сроков реализации проекта Снижение риска дефолта проекта Права собственности ГОСУДАРСТВО БИЗНЕС
Минусы реализации концессионных проектов Длительность подготовки проекта Неотработанный механизм взаимодействия концедента и концессионера Более эффективно было бы иметь не только федеральную, но и региональную власть для реализации концессионных проектов Неоднозначность вопросов, связанных с предоставлением гарантий со стороны государства
M1 «БЕЛАРУСЬ» МОСКВА – МИНСК (ПЕРВОЕ КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ ) Концессионер будет осуществлять строительство и эксплуатацию автодороги на платной основе Тарифы за проезд индексируются по инфляции Тесное сотрудничество с ФДА и ФГУ «Дороги России» в течение трехлетнего периода Первое концессионное соглашение на строительство и эксплуатацию автомагистрали М1 «Беларусь» сроком на 30 лет Финансовое закрытие планируется в апреле Дорога остается в собственности у государства
Рекомендации инициаторам Инициатор (Государство или субъект федерации) должен принять решение, что действительно будет осуществлять данный проект на условиях ГЧП и только. Это и будет залогом того, что инвесторы будут рассматривать данный проект «всерьез» Мы считаем, что при реальном желании Инициатора практически ЛЮБОЙ проект можно реализовать на условиях концессии Инициатор должен инвестировать в разработку конкурсной документации и концессионного соглашения, нанимать консультантов, вызывающих доверие у потенциальных инвесторов – участников конкурса Крайне желательно, чтобы шел реальный процесс согласования концессионного соглашения с участниками и чтобы на 95% он был завершен до подведения его итогов Надо быть честным с Инвестором, ставить себя на его место и не пытаться «отжать» Только успех первых проектов даст возможность делать такие проекты в будущем
Выводы Предоставление гарантий по соглашениям – это не уступка, а долгосрочная выгода для государства Международный консорциум - самая надежная форма концессионера Факты реального партнерства, соблюдения установленных правил – единственный шанс для дальнейшего развития ГЧП в России