Интернет- адрес model.vscc.ac.ru _______________________________________________ ЭКСПЕРТНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА Модель управления учебным курсом на основе измерения знаний Е.Ю.Егорова Учреждение РАН Вологодский научно-координационный центр Центрального экономико-математического института РАН г. Вологда
Интернет- адрес model.vscc.ac.ru _______________________________________________ ЭКСПЕРТНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА Модель управления учебным курсом на основе измерения знаний · Информационная система обеспечивает возможность самостоятельного изучения учебного курса, · генерирует индивидуальную учебную траекторию, анализируя знания, умения и навыки учащегося, · оптимизирует учебный процесс, контролирует структуру, целостность и устойчивость знаний.
Интернет- адрес model.vscc.ac.ru _______________________________________________ ЭКСПЕРТНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА Модель управления учебным курсом на основе измерения знаний Цели работы: научная; практическая. Разработка функциональной модели информационной системы
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ КУРСОМ НА ОСНОВЕ ИЗМЕРЕНИЯ ЗНАНИЙ И АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
Решение квадратных уравнений в школьном курсе алгебры. Содержание ЗУН345Качество ЗУН 1Т.Виета341 иметь представление 2 знать наизусть теорему 3 уметь применить явно 4 найти возможность применить 2Дискриминант3341 иметь представление 2 знать наизусть формулы 3 уметь применить явно 4 найти возможность применить 3Формулы сокращенного умножения 3441 иметь представление 2 знать наизусть формулы 3 уметь применить явно 4 найти возможность применить 4Умножение многочлена на многочлен 3331 знать принцип 2 раскрывать скобки 3 приводить подобные 5Решение уравнения выделением квадрата двучлена 1121 иметь представление 2 решать уравнения выделением квадрата двучлена 6Биквадратные уравнения2331 распознавать 2 знать принцип 3 решать биквадратные уравнения 7Решение задач4441 понимать условие задачи 2 задать переменные 3 составить уравнение 4 решать задачи пример
Стандарты обучения (S 1, S 2 … S 7 ): На3___(0, 3, 3, 3, 1, 2, 4) На4___ (3, 3, 4, 3, 1, 3, 4) На5___ (4, 4, 4, 3, 2, 3, 4) ЗУН каждого учащегося в любой момент обучения (Z 1, Z 2 …Z 7 ). К примеру, ЗУН ученика, освоившего ранее формулы сокращенного умножения, на момент начала изучения квадратных уравнений может быть описано как (0, 0, 4, 0, 0, 0, 1). прослушал лекцию по теореме Виета, которая представлена строкой (1, 0, 0, 0, 0, 0, 0), теперь его ЗУН характеризуется как (1, 0, 4, 0, 0, 0, 1). пример
1. По уровню усвоения учебного материала (В.Я.Яковлев): знание; понимание; применение; анализ; синтез; оценка. 2. Иерархия видов знаний (В.П. Максаковский). - представления; - знания научных теорий, парадигм, концепций, гипотез, общих понятий, единичных понятий, терминов и фактов; - знание научных законов, закономерностей. 3. Уровневая классификация знаний (В. Аванесов): - знание названий, имен; - знание смысла названий и имен и выражений; - фактуальные знания; ….. - технологические знания; - вероятностные знания; - абстрактные знания; - методологические знания. 4. По виду деятельности студента: - Репродуктивные - Продуктивные 6. По степени абстракции.
Таблица 1: Стандарты обученияТаблица 2: ЗУН учащегося Таблица 3: Место ДЕТаблица 4: Результат освоения ДЕ X1X1 …XiXi …XnXn Y1Y1 S 11 …S 1i …S 1n ……………… YjYj S j1 …S ji …S jn ……………… YmYm S m1 …S mi …S mn X1X1 …XiXi …XnXn Y1Y1 Z 11 …Z 1i …Z 1n ……………… YjYj Z j1 …Z ji …Z jn ……………… YmYm Z m1 …Z mi …Z mn X1X1 …X2X2 …XnXn Y1Y1 M 11 …M 1i …M 1n ……………… YjYj M j1 …M ji …M jn ……………… YmYm M m1 …M mi …M mn X1X1 …X2X2 …XnXn Y1Y1 W 11 …W 1i …W 1n ……………… YjYj W j1 …W ji …W jn ……………… YmYm W m1 …W mi …W mn
Модель обеспечивает функции: - Накопление учебных материалов, обмен ими, поиск; - сбор, хранение, отображение состояния ЗУН учащегося; - статистическая и аналитическая обработка; - синтез индивидуального учебного курса; - наглядная демонстрация структуры и качества знаний, умений и навыков, формирование отметок и рекомендаций; - автоматизация процедуры размещения дидактических единиц; - интеллектуальный поиск дидактических единиц; - интеллектуальная подсказка учащемуся; - организация педагогической проверки; - верификация целостности и устойчивости знаний, умений и навыков учащегося; - конспектирование дидактических единиц; - редактирование дидактических единиц; - администрирование.
Информационная система (версия 2.0) внедрена в учебный процесс Научно-образовательного центра ВНКЦ ЦЭМИ РАН, реализована как курсы Интернет - обучения на курс теории вероятностей курс «Банки» курс «Рынок труда и безработица» (в разработке)
Научная значимость работы: Создан уникальный алгоритм управления учебным курсом. Формируется статистическая база для дальнейших исследований. Разработан инструмент для комплексного измерения качества. Практическую значимость приглашаем оценить Вас: Разработан инструмент для комплексного измерения качества.