Р АЗРАБОТКА ПРИЛОЖЕНИЙ К РАЗДЕЛУ 6
П ЕРЕЧЕНЬ ПРИЛОЖЕНИЙ К РАЗДЕЛУ 6 1. Примерный список конкурсов, к участию в котором планируется привлекать студентов: - международные; - федеральные; - региональные; - университетские. 2. Информационные карты проектов с планом их реализации. 3. Материалы о студенческом самоуправлении на факультете (положение о студсовете и др.). 4. Положение об учете социальной активности и поощрении студентов (с приложением технологической карты и др. документов).. 5. Программа и план участия в проекте «Инновации в воспитании». 6. График реализации проектов, творческих дел, конкурсов 7. Самоанализ потенциала проектов для формирования общекультурных компетенций (Матрица соответствия)
П РИМЕРНЫЙ СПИСОК КОНКУРСОВ ДЛЯ СТУДЕНТОВ Ваши действия Узнайте, в каких международных, федеральных, региональных, университетских конкурсах могут принять участие Ваши студенты. Особое внимание обратите на перечень олимпиад и иных конкурсов, по итогам которых присуждаются премии для талантливой молодежи (перечень можно найти на сайте Министерства образования и науки РФ в сети Интернет). Подумайте, какие конкурсы можно организовать на вузовском и факультетском уровне, уровне Вашей образовательной программы. Составьте перечень конкурсов для участия студентов Вашей образовательной программы. Найдите или составьте положения о конкурсах, в которых могут принять участие Вашей образовательной программы.
И НФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА И ПЛАН ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ. Ваши действия Ознакомьтесь со структурой информационной карты проекта. К каждому проекту, заявленному в материалах к разделу 6, заполните предложенную карту. Ознакомьтесь с методическими рекомендациями для разработчиков проектов. Разработайте замысел проекта и отразите его в информационной карте. Продумайте календарный план реализации проекта. В плане необходимо указать сроки его реализации (только месяц, без конкретных дат).
И НФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Факультет: Направление: Название проекта: Куратор проекта (ФИО полностью, должность): Контактная информация ответственного организатора: - Телефон: - Мобильный телефон: - Целевая аудитория: Количество участников: Проблема: Основная цель проекта: Краткая аннотация проекта (замысел проекта и пути его реализации): Сроки реализации проекта: Критерии эффективности проекта: Ожидаемые результаты реализации проекта: Необходимая поддержка 1Исполнители проекта:
С ТРУКТУРА ПРОЕКТА Название проекта. Авторы. Направление деятельности (выбирается из 11). Пояснительная записка о состоянии и перспективах развития данного направления воспитательной деятельности. Модель организации. Формы работы и возможности взаимодействия со студенческим самоуправлением в их реализации. Нормативно-правовая база. Кадровое обеспечение. Программно-методическое сопровождение реализации проекта. Ожидаемые результаты и оценка результативности реализации данного проекта (в т.ч. формируемые общекультурные компетенции). Календарный план реализации проекта. Приложения (если есть).
С ТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Название формы воспитательной деятельности Авторы Участники; Направление деятельности (выбирается из 11). Цели воспитательной деятельности; Воспитательные задачи, на решение которых направлена данная форма; Описание методики организации и проведения конкретной формы воспитательной деятельности (содержание деятельности всех участников от замысла до реализации и подведения итогов); Методические рекомендации по подготовке и проведению конкретной формы воспитательной деятельности; Необходимые ресурсы (кадровые, программно-методические, финансовые, управленческие и другие); Ожидаемые результаты; Оценка результативности реализации данной формы воспитательной деятельности (критерии и показатели); Приложение (если есть).
М АТЕРИАЛЫ О СТУДЕНЧЕСКОМ САМОУПРАВЛЕНИИ НА ФАКУЛЬТЕТЕ Ваши действия Получите представление о современных подходах к организации студенческого самоуправления в вузе. Узнайте у заместителя декана по воспитательной работе о деятельности студенческого совета Вашего факультета. Ознакомьтесь с различными документами, которые регламентируют деятельность студенческого самоуправления (положения, планы работы, повестки, решения и т.д.). Определите, какие формы студенческого самоуправления целесообразно использовать для организации запланированной деятельности студентов (творческие дела, проекты, конкурсы). Продумайте, какие документы, необходимы для осуществления их деятельности. Составьте возможный их пакет. Найдите единомышленников среди преподавателей и сотрудников вуза, которые могут оказать педагогическую поддержку и сопровождение студенческого самоуправления в вузе.
О БЩИЙ ГРАФИК ПРОЕКТОВ, ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ, КОНКУРСОВ Ваши действия Внесите в общий график все проекты, творческие дела, события и конкурсы, которые заявлены в материалах к разделу 6. Проанализируйте, насколько целесообразно распределение в течение года сроков реализации проектов, проведения творческих дел, конкурсов. Вместе необходимые коррективы в график. Ознакомьтесь с методическими материалами о заполнении ленточной диаграммы Гантта. Общий график в течение учебного может быть конкретизирован в этой диаграмме.
П РОГРАММА И ПЛАН УЧАСТИЯ В ПРОЕКТЕ «И ННОВАЦИИ В ВОСПИТАНИИ » Ваши действия После прохождения общественно- профессиональной экспертизы заявки приступите к разработке программы экспериментальной/инновационной деятельности. Ознакомьтесь со структурой программы. Уточните содержание её структурных компонентов. Опираясь на заявку, соберите дополнительные материалы, которые помогут Вам в разработке программы. Обсудите их с коллегами. Разработайте программу и план её реализации. Для разработки программы и плана участия в инновационном проекте воспользуйтесь методическими рекомендациями, приведенными в пособии.
Р ЕКОМЕНДУЕМАЯ СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ НА СТАТУС «Э КСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА название темы экспериментальной работы; изложение сути эксперимента, обоснование его значимости для развития воспитательной деятельности в вузах РФ; программа эксперимента (основные идеи эксперимента, цели, исходные теоретические положения, этапы эксперимента и прогнозируемые результаты по каждому этапу, методы исследования, необходимые условия проведения эксперимента, средства контроля и обеспечения достоверности результатов эксперимента, перечень учебно-методических разработок, обеспечивающих программу эксперимента); предложения по возможному распространению результатов эксперимента по его окончании; характеристику кадрового, научно-методического, материально- технического и финансового обеспечения эксперимента; источники финансирования; развернутый план работы на первый год работы; описание организации работы экспериментальной площадки
Р ЕКОМЕНДУЕМАЯ СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ НА СТАТУС «О ПОРНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА » название темы инновационной работы; краткое описание внедряемого инновационного опыта: источник опыта, авторы; изложение сути инновационного опыта, обоснование его значимости для развития воспитательной деятельности в вузах РФ и в конкретном вузе; цели, исходные теоретические положения, практические средства, ожидаемые результаты, способы их измерения. характеристику имеющихся ресурсов для внедрения инновационного опыта (кадровых, научно-методических, материально-технических и финансовых, др.); 4) программу внедрения инновации (цели, задачи, этапы вне дрения и прогнозируемые результаты по каждому этапу); календарный план работы по внедрению инновации на год; описание организации работы опорной инновационной а площадки; предложения по возможному дальнейшему распространению результатов инновационной деятельности вузом.
С ТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА К РАЗДЕЛУ 6. Методический комплекс к разделу 6 может включать: навигатор для студента (включающий технологическую карту социальной активности для студента), лоцию преподавателя (включающая карту участия преподавателя в воспитательной деятельности), методические материалы для студентов, методические материалы для преподавателей.
С ТРУКТУРА « НАВИГАТОРА ДЛЯ ПЕРВОКУРСНИКА »: обращение к студенту (мотивирующее участвовать во внеучебной деятельности), о вузовском общественном аттестате студента, возможности, которые представляет университет для освоения студентами общекультурных компетенций, перечень проектов и сроки реализации, название проекта, аннотации или реклама проекта воспитательной деятельности, координаты для связи с куратором проекта (дается по каждому проекту), технологическая карта, моя жизненная стратегия (целеполагание и планирование), рефлексивная карта студента, мой портфолио (проектирование своего портфолио).
С ТРУКТУРА «Л ОЦИИ » ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ введение о необходимости заниматься воспитанием студентов, выдержки из Устава университета о функциональных обязанностях преподавателя, раздел 6 ООП «Характеристики социокультурной среды вуза, обеспечивающей развитие общекультурных компетенций студентов», нормативные документы, регламентирующие воспитательную деятельность. положение о стимулирующих надбавках преподавателям за участие в воспитательной деятельности, информация об общеуниверситетских и факультетских проектах, индивидуальный план преподавателя, карта достижений преподавателя в воспитательной деятельности для выплаты стимулирующей надбавки.
С ТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ СТУДЕНТА обращение к студенту, краткая информация о направлении деятельности, содержание проектов по направлению/положения о конкурсах, календарный план проекта/конкурса, рекомендации студенту для участия в конкретном проекте/конкурсе.
С ТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ Методические рекомендации преподавателю состоят из 2 частей: инвариантной части и вариативной части. Инвариантная часть (общая для всех факультетов): введение (о стандартах 3-го поколения, о разделе 6, молодежной политике и федеральных программах), направления воспитательной деятельности, структура проекта с комментариями и примерами, структура методической разработки с комментариями и примерами, перечень форм и технологий воспитательной деятельности и их краткое описание, возможные способы и средства оценки результатов воспитательной деятельности, составление графика реализации проекта воспитательной деятельности, краткое описание инновационных проектов и программ. Вариативная часть (специфическая для факультета) обоснование выбора факультетом направлений воспитательной деятельности, проекты воспитательной деятельности, реализуемые на факультете, методические разработки форм воспитательной деятельности, реализуемые на факультете, список конкурсов, олимпиад и т.д. с выделением приоритетных для факультета, описание инновационных проектов и программ, реализуемых на факультете, средства включения студентов факультета в воспитательную деятельность.