22 апреля 2009 Розничные рынки электроэнергии. Проблемы. Перспективы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
26 октября 2009 г. Сочи Концепция целевой модели розничных рынков э/э и мощности – ключевые изменения.
Advertisements

МОСКВА, август 2010 Целевой розничный рынок. 2 Направления развития розничного рынка Ценообразование Контроль в условиях ограниченной конкуренции: Отсутствие.
Формирование целевой модели розничного рынка электроэнергии Президент ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» М.С. Андронов.
Стратегические задачи энергосбытовых компаний или легенды и мифы о ГП Е.Н. Орешкин 1.
О проблемах розничного рынка и механизмах их решения Председатель Правления НП ГП и ЭСК Ю.А. Желябовский.
Семинар «Новое в государственном регулировании тарифов в электроэнергетике»
Новый этап реформирования энергетики. С 1 сентября 2006 г. – запуск нового рынка электроэнергии ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства.
1. Конкуренция 2. Упорядочивание оплаты Зачем, с какой целью? 1. оптимизация затрат всех потребителей, возможности выбора в пользу более дешевой электроэнергии.
Гарантирующие поставщики электроэнергии как инфраструктура розничного рынка электроэнергии Генеральный директор ООО «Энергострим», Председатель Правления.
МОСКВА, август 2010 Взаимосвязь оптового и розничных рынков. Предложения по механизмам ценообразования на оптовом и розничных рынках.
Вопросы регулирования деятельности энергосбытовых компаний на розничном рынке Невмержицкая Наталья Заместитель Председателя Правления НП ГП и ЭСК по развитию.
«Порядок осуществления расчетов за электроэнергию, порядок определения и применения гарантирующими поставщиками предельных уровней нерегулируемых цен»
Россия – Англия: 2 : 1 Поздравляем!!!. Деятельность сбытовой компании в условиях конкурентного рынка Презентация по результатам работы рабочей группы.
Открытое Акционерное Общество «Рязанская энергетическая сбытовая компания» 2011 г.
О Иногда решительный шаг вперёд - результат хорошего пинка сзади (неизвестный автор) Розничный рынок. Краткосрочные задачи. Долгосрочные перспективы. Заместитель.
Совершенствование порядка определения цен на розничном рынке в неценовых зонах 2014 г. директор Департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики.
СЕТИ и СБЫТ - ПАРТНЁРЫ Докладчик: Генеральный директор ОАО «Мордовская энергосбытовая компания» Сергей Иконников Группа
1 Трансляция на розничный рынок цен оптового рынка Орешкин Е.Н.
Прохождение ОЗМ и гарантирующие поставщики электрической энергии Генеральный директор ООО «Энергострим», Председатель Правления НП ГП и ЭСК Желябовский.
Сбытовые компании в условиях реформирования СОЧИ, 2007.
Транксрипт:

22 апреля 2009 Розничные рынки электроэнергии. Проблемы. Перспективы

2 Неплатежи и смена ГП Низкая конкуренции и отсутствие давления на цены Проблемы переходной модели РРЭ ГП и конкуренция – как совместить Целевая модель РРЭ Что нужно делать уже сейчас Движение к целевой модели

Риски смены ГП по внеочередному конкурсу 3 Финансы Дебиторская и кредиторская задолженность «зависает» на старом ГП Дополнительные расходы: на увольнение персонала, на автоматизацию, систему выставления счетов РД сбалансированы по стоимости по году Проседание финансовых потоков на период с даты, когда старый ГП узнает о решении его сменить до перезаключения договоров новым ГП (нормативный срок 4 месяца) Бизнес процессы Чрезмерная длительность: 2 месяца на объявление, проведение конкурса, объявление результатов (если все нормативные сроки соблюдены!) + 2 месяца на перезаключение договоров Ожидаемые проблемы по передаче базы данных по потребителям от старого ГП (сетевой компании) к новому ГП => увеличение сроков на перезаключение договоров Потенциальное оспаривание итогов конкурса Потребители Переплаты старому ГП «зависают» (особенно опасно с гражданами) При сбое в системе информирования потребитель может оказаться в ситуации незнания, с кем именно у него договор? правомочен ли новый ГП? = > Возможны случаи мошенничества

Альтернатива: сетевая компания? 4 «+» Сокращение сроков на проведение процедуры смены ГП «+» Бизнес-процесс до точки принятия решения о передаче функции ГП в сетевую организацию проще в разы «+» Сетевая организация заинтересована в сохранении платежной дисциплины «-» На сетевую организацию невозможно воздействовать за неплатежи (дальше функцию ГП передавать уже некуда!) «-» Ее невозможно обанкротить «-» Исчезает конфликт интересов между сбытовой компанией и сетевой, что снижает прозрачность на розничном рынке «-» Нет ответа на вопрос что будет, если 2 раза не состоится внеочередной конкурс по передаче функций ГП из сетей (по ФЗ «Об электроэнергетике» сетевая организация не может выполнять функцию ГП более 1 года) Передача функции ГП в сетевую организацию не решает большую часть проблем, связанных со сменой статуса и несет новые риски

Предложения по стабилизации текущей ситуации со сменой ГП 5 Поправки в ПП 530: 2009 год - не проводить внеочередной конкурс в случае нарушения финансовых показателей Автоматически (без конкурсов) передавать функций от ГП 2-го в ГП 1-го уровня в случае банкротства/ликвидации Расширить полномочия ФСТ по утверждению результатов смены ГП При возникновении дефолтных ситуаций с ГП 1-го уровня - ручное управление через согласительную комиссию в Минэнерго; особые условия расчетов на ОРЭ – против обязательство о финансовой открытости и гарантий улучшения расчетов Далее – поправки в ФЗ «О банкротстве». Специальная процедура внешнего управления «+» Сохранение дебиторской/кредиторской задолженности Сохранение договорных отношений с потребителями и иными участниками рынка Обеспечение плавной и управляемой смены не компании, выполняющей функции ГП, но того, что стоит за оболочкой «ГП» «-» Сохранение (достаточно длительный период) всех накопленных недостатков системы управления компанией, оказавшейся в ситуации дефолта Груз старых долгов может оказаться слишком тяжелым Инвесторы, способные придти в бизнес и восстановить его, не найдут стимулов

Конкуренция сейчас 6 Отсутствует реальная конкуренция за конечных потребителей. У ГП практически невозможно забрать потребителя (1 раз в год, только путем вывода на ОРЭ) У ГП нет необходимости в активной ценовой стратегии на оптовом рынке и в розничном также На ОРЭ не развивается система долгосрочных отношений – сейчас не интересно ни производителям, ни потребителям Рыночные механизмы Нерегулируемые цены определяются постфактум – потребитель не может на них реагировать, ценовые сигналы не работают Потребителю не известны реальные составляющие конечной цены Система ценообразования Действует на избыточно большой круг субсидируемых, что создает излишнюю нагрузку на «доноров» Сдерживает развитие конкуренции Перекрестное субсидирование в тарифах

Критерии целевой модели розничных рынков На ОРЭ должна быть конкуренция не только со стороны производителей, но и со стороны покупателей Чем больше сбытовых организаций, тем лучше РРЭ должен быть привлекателен (по возможностям для потребителям) чтобы регистрация новой ГТП на ОРЭ не была единственной возможностью смены поставщика (как сейчас) За потребителя, даже самого малого, должна быть конкуренция Обеспечение права смены поставщика в реальности, а не на бумаге Покупка э/э на ОРЭ вне зависимости от объемных критериев обслуживаемых потребителей Решение проблемы перекрестки Обеспечение простых и прозрачных процедур по смене поставщика Возможность потребителя осуществить выбор по цене – цена (принцип ее определения) должна быть известна заранее Сбытовые компании принимают на себя определенные риски, объявляя цену Оптовый рынок должен дать ЭСК достаточный набор хеджирующих инструментов (долгосрочные договоры, форварды, фьючерсы и т.д.) Возможность потребителя получить лучшее качество по обслуживанию при смене поставщика Потребитель должен иметь возможность обжаловать действия поставщиков 7

ОРЭ Индивидуальные ценовые условия ОРЭ Индивидуальные ценовые условия РРЭ Публичные (стандартные) ценовые условия РРЭ Публичные (стандартные) ценовые условия Квалифицированные кВА и более: потребители вправе выбрать такой вариант, если желают иметь индивидуальные условия (н-р, долгосрочный договор в его интересах) На ОРЭ отдельная ГТП соответствующая данному потребителю (без его субабонентов): план; ответственность за отклонения; двусторонние договоры и тому подобное Такую ситуацию предлагается не относить к чистым розничным поставкам Покупка в ОРЭ по одной «региональной ГТП» несколькими ЭСК Квалифицированные и крупные - если их точки поставки не участвуют в ОРЭ – обязаны иметь почасовой учет Мелкие (менее 750 кВА) – всегда в РРЭ, не обязаны иметь почасовой учет – их объемы распределяются по типовым профилям Это есть чистый розничный рынок 8 Граница между оптовым и розничным рынком

Публичность в РРЭ Кто может быть ЭСК в РРЭ? 1) Любая компания, которая обязуется соблюдать стандартные условия облуживания потребителей и публично об этом заявляет 2) Компания, которая имеет возможность приобретать э/э на ОРЭ Подтверждение платежеспособности (при получении статуса) Финансовые гарантии для участия в централизованных механизмах (РСВ, БР, КОМ) o Совет рынка осуществляет контроль соблюдения (1) и (2) Кто такие гарантирующие поставщики: через призму «обязан заключить договор с обратившимся потребителем» - ВСЕ действующие ЭСК РРЭ (в силу заведомо публичного характера деятельности) Само понятие теряет смысл Каждая ЭСК выставлять публичную оферту по заключению договора (цена (порядок определения цены), порядок расчетов, иное): Если потребитель согласен с публичными условиями, ЭСК не может отказать Каждая ЭСК Обязана публиковать как минимум два типа цены: фиксированная и гарантированная 9

Гарантированная цена 1. Как используется При заключении договора в случае дефолта иной ЭСК или обращения потребителя в ином порядке Срок использования гарантированной цены – не более 3 месяцев (либо дольше, если потребитель пожелает продолжить) ЭСК может предложить иной вариант из стандартных тарифных планов, но не выше гарантированной цены 2. Как считается Рассчитывается оператором ОРЭ до начала периода поставки Едина для всех поставщиков в регионе Дифференцируется по ЧЧИ (соотношению э/э и мощности) Базируется цене РСВ, БР и КОМ – без учета каких-либо двусторонних договоров Рассчитывается как прогноз цен на рынке + отклонения факта от прогноза за прошлый период + премия за возможные отклонения 10

Фиксированная (объявленная) цена 1. Как используется Должна быть объявлена до начала периода поставки Для крупных потребителей – почасовые цены Если в действиях ЭСК усматривается ценовой сговор или, наоборот, демпинг – предмет антимонопольного регулирования 2. Как считается Рассчитывается самим поставщиком исходя из собственного пакета двусторонних договоров; его прогноза цены на СПОТ-рынке и прочего Цена формируется под давлением конкуренции (нет предельных уровней) Исключения для отдельных регионов, где действует только 1 ЭСК Не может быть выше гарантированной цены 11

Что требуется РОЗНИЧНОМУ РЫНКУ от ОПТОВОГО? Долгосрочные (от 1 года и более) договоры + более короткие для хеджа Обеспечение двусторонними договорами до 80% от потребления Долгосрочные обязательные договоры для целей поставки населению Система финансовых гарантий и (или) пороговый взнос (чтобы исключить появление ЭСК без достаточного обеспечения) 12

Переход к целевой модели Что требуется с 2011 годаЧто можно/нужно делать уже сейчас Долгосрочные договоры на ОРЭ Корректировка модели рынка мощности Изменение порядка учета двусторонних договоров Единая ГТП. Типовые профили (Нужно начинать ранее 2011 года) Принятие правил КУ Определения сроков и порядка разработки типовых профилей, источников финансирования Публикация цены до начала периода поставки Изменение переходной модели трансляции Перекрестка не должна приводить к выпадающим доходом ЭСК в случае ухода потребителя к другой ЭСК Неналоговый сбор Изменить МУ по расчету СН (сейчас есть скрытая перекрестка) Создание коммерческой инфраструктуры «Пилотный» проект на базе гос-ЭСК. Создание в ручном режиме: необходимо обязать большинство субъектов в соответствующем регионе присоединиться 13

Спасибо за внимание