ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С НЕДОСТАТКОМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ Шишканова С. Е.
Дидактическая игра Все дидактические игры условно можно разделить на три группы : 1. Игры с предметами (" Волшебный мешочек ", " С какой ветки детки ?" и др.). 2. Настольные печатные игры (" Лото ", " Домино ", " Четвертый лишний " и др.). 3. Словесные игры ( загадки, шарады, кроссворды ).
в качестве организационного момента можно провести игру " Лишнее словечко ". Ученики должны назвать лишнее слово и обосновать свой ответ : среди существительных : а ) яблоко, груша, лук, лимон ; б ) платье, юбка, рубашка, ботинки и т. д.; среди прилагательных : грустный, унылый, глубокий, печальный.
На этапе закрепления можно провести игру " Что из чего ?".
На этапе закрепления можно также провести игру - путешествие " К зиме в гости ". I вариант. Вы собираетесь в гости к Зиме. Ваша задача как можно быстрее добраться до домика Зимы. Фишка передвигается на нужную остановку, если играющий ответит на вопрос, выполнит предложенное задание II вариант. К каждому ходу загадывается загадка о зиме, зимних явлениях. Отгадавший движется вперед на 1 ход. Вопросы к ходам : 1. Назови первый зимний месяц. 2. Назови зимующих птиц. 3. Какие звери впадают в зимнюю спячку ? 4. Почему говорят, что декабрь завершает год, а зиму начинает ? 5. Назови зверей, которые зимой носят шубу другого цвета, чем летом. 6. Какие деревья зимой зеленые ? 7. Выбери нужный ответ : Зима это январь март декабрь февраль. 8. Найди лишнее слово : февраль, январь, зима, декабрь. 9. Отгадай загадку : " На дворе горой, а в избе водой ". ( Снег.) 10. Назови третий месяц зимы
осень Зима
Работа с загадками. Круглое, румяное, Я расту на ветке ; Любят меня взрослые И маленькие детки. ( Яблоко.) Была зеленой, маленькой, Потом я стала аленькой. На солнце почернела я, И вот теперь я спелая. ( Ягода.)
Кроссворд Имея в своей " педагогической копилке " достаточное количество загадок, можно легко составить кроссворды к любому уроку развития речи, которые можно использовать и на этапе актуализации опорных знаний, и на этапах закрепления и повторения. Например, при актуализации знаний учащихся по теме " Овощи " можно использовать кроссворд 1. Расту в земле на грядке я, Красная, длинная, сладкая. 2. Лежит меж грядок, Зелен и сладок. 3. Голова на ножке, В голове горошки. 4. Круглый бок, желтый бок, Сидит на грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это ? 5. Маленький, горький, Луку брат. 6. Как на нашей грядке Выросли загадки Сочные да круглые. Летом зеленеют, К осени краснеют.
морковь огурец горох репка чеснок помидор
Использование элементов программированного обучения К программирован ным заданиям можно отнести различные карты с выбором ответов, программирован ные диктанты. Зима Ф,И,Ф,И, 1. Короткие дни 2. Морозы 3. Листопад 4. Снегопад 5. Набухают почки 6. Метели
Ф.И.Ф.И. Овощи Фрукты 1. Лук 2. Груша 3. Огурец 4. Лимон
Можно использовать и другой вид карт. Например, при закреплении знаний детей по теме " Овощи, фрукты " предложить заполнить следующую карту Где растут Сад ++ Огород ++
При закреплении темы " Дикие и домашние животные " можно заполнить следующую карту Животныеволккоровасобакалиса Дикие ++ домашние ++