«Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Г.Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицис- тическом стиле, раскрывая тему на лингвисти- ческом материале. Начать сочинение Вы може- те словами Г.Степанова.Объем сочинения дол- жен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком».
Приведенная цитата извлечена из контекста, в котором Г.Степанов рассуждает о сущности языка. Обобщенный характер высказывания Георгия Владимировича Степанова (1919– 1986) –российского филолога, профессора, академика АН СССР – предоставляет возможности продемонстрировать знания по лексике и грамматике русского языка на примере конкретного текста.
Строение сочинения-рассуждения на лингвистическую тему Тезис (комментарий высказывания) Доказательство 1 аргумент (иллюстрация лексического явления) 2 аргумент (иллюстрация грамматического явления) Вывод
Алгоритм написания сочинения- рассуждения С2.1 1.Раскрыть смысл высказывания. 2.Привести различные доказательства (аргументы) этого тезиса; необходимо привести не менее двух аргументов из текста, иллюстрирующих лексические и грамматические явления. 3.Сделать вывод-заключение, подтвержда- ющий выдвинутый тезис (без него рассуждение будет незаконченным).
Как начинать сочинение?
Возможные варианты вступления Вариант 1. Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афо- ризма. Вариант 2. Лексика – свидетельство размышле- ний людей, а грамматика – процесс этих раз- мышлений. Именно об этом высказывание Г.Степанова, который утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают, а грамматика – как они думают».
Синонимы и речевые клише лингвист учёный языковед автор высказывания Филолог Г.Степанов утверждал считал писал рассуждал справедливо верно неоспоримо бесспорно понятно высказывание афоризм мысль утверждение суждение мнение слова изречение Автор убеждён, что…, и подобная уверенность небезосновательна. Бесспорно мнение автора о том, что…. Я полностью согласен с… Не могу не согласиться с… Я вынужден согласиться… Я разделяю точку зрения.. Я поддерживаю мнение… докажем покажем продемонстрируем подтвердим проиллюстрируем разберёмся Я думаю, … Я считаю, … По моему мнению, … На мой взгляд, … Мне кажется, … Безусловно, … Разумеется, … Конечно, …
Основная часть сочинения 1.Что такое лексика? Толкование первой части высказывания Г.Степанова. 2.Что такое грамматика? Толкование второй части высказывания Г.Степанова. 3.Взаимосвязь лексики и грамматики
Что такое лексика? Толкование первой части высказывания Г.Степанова. Пример. Лексика – это словарный запас языка, который используют люди в своей речи. Слово отражает мысли людей, значит язык – это слепок нашего мышления, то есть, говоря словами лингвиста, «словарь языка свидетель- ствует, о чём думают люди».
Что такое грамматика? Толкование второй части высказывания Г.Степанова. Пример. Грамматика – это формальный строй языка, позволяющий использовать слова в нужной форме, правильно их связы- вать и расставлять в соответствующем порядке. Знание грамматических правил поможет человеку правильно и ясно изложить собственные мысли.
Взаимосвязь лексики и грамматики Пример. Г.Степанов говорит о единстве содержания и формы языка. Культура мышления и культура речи тесно связаны друг с другом. Связь грамматики и лексики очевидна.
Требования к примерам, иллюстрирующим лексические и грамматические явления Примеров должно быть не менее двух Примеры должны быть из указанного текста Примеры должны иллюстрировать два разных явления языка: лексическое и грамматическое Каждый пример должен соответствовать указанному явлению
Универсальные лексические категории Омонимы Синонимы Антонимы Паронимы Лексика активного и пассивного запаса Общеупотребительные слова - неологизмы Диалектизмы - заимствованные слова Профессионализмы - старославянизмы Жаргонизмы - разговорная лексика - эмоционально-экспрессивная лексика Просторечная лексика - книжная лексика Архаизмы - термины Историзмы - авторские слова Тропы Метафора - эпитет Метонимия - ирония Гипербола - аллегория Олицетворение - перифраза Сравнение синекдоха литота Лексические явления
Грамматические явления Словообразование корень приставка суффикс окончание Морфология самостоятельные части речи служебные части речи Синтаксис способы связи слов в словосочетании повествовательные, побудительные, вопросительные предложения двусоставные и односоставные предложения неполные предложения обращение однородные члены обособленные члены уточняющие члены вводные слова и предложения способы передачи чужой речи сложное предложение Синтаксические средства художественной выразительности риторические восклицания риторический вопрос риторическое обращение параллелизм анафора эпифора инверсия парцелляция многосоюзие бессоюзие градация
Примеры, иллюстрирующие лексические и грамматические явления Из текста ДЕМО-2012 Образец Например, в предложении 1 автор использует слово с эмоционально-экспрессивной окраской «бабуля». Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке. Однако в предложении существительное «бабуля» ещё является обращением. Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил его запятой. Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью.
Заключение Заключение представляет собой вывод из всего сказанного выше. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: Итак, … Следовательно, … Значит, … Таким образом, … Обобщая вышеизложенные доводы, мы пришли к выводу о том, что…