«Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Г.Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего.
Advertisements

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Часть С 2.1.
С2.1 Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей: 1. Вступление - тезис 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение - вывод.
1. Вступление - тезис 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение - вывод.
Работу выполнили :Курганов Сергей и Александр Даниелов.
КАК ЕГО НАПИСАТЬ?. План написания сочинения-рассуждения: 1.Вступление - тезис 2.Основная часть – 2 аргумента + примеры к ним 3.Заключение - вывод.
С2 Сочинение-рассуждение Задание. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного.
Подготовка к сочинению на лингвистическую тему ГИА 9 класс Разработка учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ 5 Карпенко И. В.
Рекомендации к написанию Полякова Наталья Петровна МБОУ Комсомольская СОШ ГИА-2013.
Готовимся к ГИА. Приемы написания вступительной части сочинения-рассуждения 1) Обобщение, связанное актуальностью предложенной темы. 2) Цепь вопросительный.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) по теме: Презентация "Подготовка к сочинению ГИА на лингвистическую тему"
Готовимся к ГИА! Задание С 2: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. 9 класс.
Вариант Сочинение на лингвистическую тему. Структура сочинения : Вступление ( Беседа о лексике и грамматике ) Назвать лексическое и грамматическое явление.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
ГИА. Подготовка к сочинению. Выполнила Кокурина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы.
Сочинение на лингвистическую тему Готовимся К ГИА.
Подготовка к ГИА: написание части 3 (С 2) Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 12 Фиалковская Вероника Петровна.
( задание С 2.1 в формате ГИА -2012) Презентация Соболевой Т. С.
Выполнение задания С2.1 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Транксрипт:

«Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Г.Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицис- тическом стиле, раскрывая тему на лингвисти- ческом материале. Начать сочинение Вы може- те словами Г.Степанова.Объем сочинения дол- жен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком».

Приведенная цитата извлечена из контекста, в котором Г.Степанов рассуждает о сущности языка. Обобщенный характер высказывания Георгия Владимировича Степанова (1919– 1986) –российского филолога, профессора, академика АН СССР – предоставляет возможности продемонстрировать знания по лексике и грамматике русского языка на примере конкретного текста.

Строение сочинения-рассуждения на лингвистическую тему Тезис (комментарий высказывания) Доказательство 1 аргумент (иллюстрация лексического явления) 2 аргумент (иллюстрация грамматического явления) Вывод

Алгоритм написания сочинения- рассуждения С2.1 1.Раскрыть смысл высказывания. 2.Привести различные доказательства (аргументы) этого тезиса; необходимо привести не менее двух аргументов из текста, иллюстрирующих лексические и грамматические явления. 3.Сделать вывод-заключение, подтвержда- ющий выдвинутый тезис (без него рассуждение будет незаконченным).

Как начинать сочинение?

Возможные варианты вступления Вариант 1. Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афо- ризма. Вариант 2. Лексика – свидетельство размышле- ний людей, а грамматика – процесс этих раз- мышлений. Именно об этом высказывание Г.Степанова, который утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают, а грамматика – как они думают».

Синонимы и речевые клише лингвист учёный языковед автор высказывания Филолог Г.Степанов утверждал считал писал рассуждал справедливо верно неоспоримо бесспорно понятно высказывание афоризм мысль утверждение суждение мнение слова изречение Автор убеждён, что…, и подобная уверенность небезосновательна. Бесспорно мнение автора о том, что…. Я полностью согласен с… Не могу не согласиться с… Я вынужден согласиться… Я разделяю точку зрения.. Я поддерживаю мнение… докажем покажем продемонстрируем подтвердим проиллюстрируем разберёмся Я думаю, … Я считаю, … По моему мнению, … На мой взгляд, … Мне кажется, … Безусловно, … Разумеется, … Конечно, …

Основная часть сочинения 1.Что такое лексика? Толкование первой части высказывания Г.Степанова. 2.Что такое грамматика? Толкование второй части высказывания Г.Степанова. 3.Взаимосвязь лексики и грамматики

Что такое лексика? Толкование первой части высказывания Г.Степанова. Пример. Лексика – это словарный запас языка, который используют люди в своей речи. Слово отражает мысли людей, значит язык – это слепок нашего мышления, то есть, говоря словами лингвиста, «словарь языка свидетель- ствует, о чём думают люди».

Что такое грамматика? Толкование второй части высказывания Г.Степанова. Пример. Грамматика – это формальный строй языка, позволяющий использовать слова в нужной форме, правильно их связы- вать и расставлять в соответствующем порядке. Знание грамматических правил поможет человеку правильно и ясно изложить собственные мысли.

Взаимосвязь лексики и грамматики Пример. Г.Степанов говорит о единстве содержания и формы языка. Культура мышления и культура речи тесно связаны друг с другом. Связь грамматики и лексики очевидна.

Требования к примерам, иллюстрирующим лексические и грамматические явления Примеров должно быть не менее двух Примеры должны быть из указанного текста Примеры должны иллюстрировать два разных явления языка: лексическое и грамматическое Каждый пример должен соответствовать указанному явлению

Универсальные лексические категории Омонимы Синонимы Антонимы Паронимы Лексика активного и пассивного запаса Общеупотребительные слова - неологизмы Диалектизмы - заимствованные слова Профессионализмы - старославянизмы Жаргонизмы - разговорная лексика - эмоционально-экспрессивная лексика Просторечная лексика - книжная лексика Архаизмы - термины Историзмы - авторские слова Тропы Метафора - эпитет Метонимия - ирония Гипербола - аллегория Олицетворение - перифраза Сравнение синекдоха литота Лексические явления

Грамматические явления Словообразование корень приставка суффикс окончание Морфология самостоятельные части речи служебные части речи Синтаксис способы связи слов в словосочетании повествовательные, побудительные, вопросительные предложения двусоставные и односоставные предложения неполные предложения обращение однородные члены обособленные члены уточняющие члены вводные слова и предложения способы передачи чужой речи сложное предложение Синтаксические средства художественной выразительности риторические восклицания риторический вопрос риторическое обращение параллелизм анафора эпифора инверсия парцелляция многосоюзие бессоюзие градация

Примеры, иллюстрирующие лексические и грамматические явления Из текста ДЕМО-2012 Образец Например, в предложении 1 автор использует слово с эмоционально-экспрессивной окраской «бабуля». Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке. Однако в предложении существительное «бабуля» ещё является обращением. Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил его запятой. Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью.

Заключение Заключение представляет собой вывод из всего сказанного выше. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: Итак, … Следовательно, … Значит, … Таким образом, … Обобщая вышеизложенные доводы, мы пришли к выводу о том, что…