Исследовательская деятельность учащихся: некоторые аспекты
Классификация творческих работ учащихся Виды работОсобенности Проблемно- реферативные Творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы. ЭкспериментальныеТворческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Натуралистические и описательные Творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. ИсследовательскиеТворческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.
Тематика исследовательских работ Определение степени деградации фитоценоза по состоянию древесных растений в … Определение видового состава … и уровня загрязнений … различными методами биоиндикации Рекреационные возможности …. района Воронежской области
Тематика исследовательских работ Оценка экологического состояния пришкольной территории Исследование влияния выхлопных газов автотранспорта на экологическое состояние микрорайона школы Экологический мониторинг условий обучения учащихся
Тематика исследовательских работ Качество питьевой воды в … Оценка качества …, выпускаемого разными производителями Оценка качества … по содержанию в них нитратов Экспериментальное исследование жизнеспособности йогуртовых культур микроорганизмов в йогуртах Влияние электромагнитного излучения на живой организм (на примере сотовых телефонов)
Этапы исследовательской деятельности Выбор темы исследования Работа с источниками Выбор и освоение методик исследования Проведение исследования Оформление результатов
Требования к письменной работе Теме работы должны соответствовать цель и задачи исследования. Структура работы: введение, методика сбора и обработки материала, полученные результаты и их анализ, выводы. Должен использоваться только научный стиль изложения материала. Работа должна соответствовать формальным требованиям конкурса.
Представление устного доклада Материал должен излагаться громко, четко, доступно и в достаточном объеме с соблюдением регламента. Вся цифровая информация может быть представлена в виде таблиц, графиков и диаграмм. Доклад надо докладывать, а не читать.
Портал исследовательской деятельности учащихся сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке. обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. september.ru – фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».