( )
Идея необходимости объединения удельных княжеств вокруг Киева перед угрозой нашествия степняков на «землю Русскую». Этой идее подчинено не только «Золотое слово» Святослава, но и исторические отступления автора, из которых ясно видно: были едины – одерживали победы; вступили в распри – принесли лишь горе и страдание Русской земле.
Сюжетная композиция (элементы композиции сюжета): экспозиция (изображение обстановки, в которой зарождается конфликт, представление персонажей); завязка (зарождение конфликта, исходная точка сюжета); развитие действия; кульминация (момент наивысшего обострения конфликта, сюжетный пик); развязка (исчерпание конфликта, «окончание» сюжета). (Сюжет произведения –логическая последовательность действий героев.)
Язык «Слова…» - торжественный, напевный, с яркими образами; имеет много общих черт с языком летописей.
Солнце - символ жизни; то светлое, то тьмой преграждает путь русским, то меркнет его свет. Это сама природа живет заботами людей, печалится и радуется вместе с ними. Галки, вороны, орлы, волки, лисицы это символы зла, тайны; предвещают смерть, испытания; создают впечатление страшной опасности, подстерегающей Игоря. В финале произведения говорится о соловьях это символы добра, победы и торжества. Игорь победил и радость вернулась на русскую землю. Соловей олицетворяет победу добра над злом. Каяла - река с таким названием сегодня неизвестна, поэтому многие ис следователи сходятся на том, что эта река – символ река окаянная, проклятая или река покаяния. Кукушка- символ несчастной, одинокой женщины и т.д. Образы – символы в «Слове…»
Жанровую природу «Слова о полку Игореве» определяли по-разному, а именно как песню, поэму, воинскую повесть, былину, ораторскую речь. Д.С. Лихачев отмечает «Слово о Полку Игореве» очень близко к плачам и словам (песенным прославлениям). «Слово о Полку Игореве» произведение лиро- эпическое, поэма.
На протяжении всех двух веков со времени публикации «Слова» выдвигаются гипотезы разной степени доказательности о том, кто (конкретное лицо или круг лиц) мог бы быть его автором Одни исследователи считали, что тон обращений автора к князьям указывают на то, что он сам был князем или членом княжеской фамилии (в частности, назывались имена самого Игоря, Ярославны, Владимира Игоревича и ряда других князей, включая крайне малоизвестных); другие, напротив, утверждали, что князь не мог называть князя «господином».
«Игорь Святославович – сын своей эпохи. Это « средний» князь своего времени: храбрый, мужественный, в известной мере любящий родину, но безрассудный и недальновидный, заботящийся о своей чести больше, чем о чести родины». Д.С.Лихачев
Автор любуется, как самоотверженно, забывая обо всем- о ранах, об отчем золотом столе, о прекрасной жене, бьется Всеволод. Сила его гиперболизирована, он похож на богатыря из русской былины: куда поскачет Всеволод, «своим золотым шлемом посвечивая, - там лежа поганые головы половецкие».
* Святослав – государственный деятель, пытающийся объединить военные силы, сохранить и умножить мощь русского государства.
Ярославна – женщина, жена воина, ушедшего в поход и не подающего о себе вестей. Ее страдания, ее тоска понятны людям любой эпохи.
Храбрая дружина сражается с половцами до последнего человека. Лишь тогда прекратился бой, когда «кровавого вина не доста». Автор укоряет Игоря за то, что он «погубил богатство» и оставил «русское золото» (то есть дружину) на дне Каялы, реки половецкой
Автор превращает природу в живое, мыслящее существо, которое страдает или радуется вместе с героями, осуждает или одобряет их поступки. Картины природы проникнуты любовью автора к родине.
1. Вступление. (Идея похода. Природа грозным предзнаменованием удерживает Игоря от опасного шага.) 2. Основная часть: Роль пейзажа накануне 2-ой битвы русских с половцами; Как природа переживает поражение Игорева войска? Обращение к силам природы в плаче Ярославны; Как родная природа помогает Игорю при побеге из плена. 3. Заключение. (Как через изображение русской природы, Родины автор проводит идею единства, сочувствия и любви к родной земле?) (написать сочинение по данному плану)