Родные напевы в мерцании узора Выставка сурпанов верховых чувашей в сопровождении фольклорного ансамбля «Екрем»
«РОДНЫЕ НАПЕВЫ В МЕРЦАНИИ УЗОРА» (Передвижная выставка сурпанов верховых чувашей). (Передвижная выставка сурпанов верховых чувашей). В центре проекта – сурпан – женский головной убор. Фотовыставка «Родные напевы в мерцании узора» отражает своеобразие и богатство орнаментальной вышивки сурпанов верховых чувашей, являющихся ценным историческим памятником рунического письма. В центре проекта – сурпан – женский головной убор. Фотовыставка «Родные напевы в мерцании узора» отражает своеобразие и богатство орнаментальной вышивки сурпанов верховых чувашей, являющихся ценным историческим памятником рунического письма. Цель выставки - сохранение исторической памяти народа, его вековых традиций для формирования объективных исторических знаний, пропаганды национального костюма. Цель выставки - сохранение исторической памяти народа, его вековых традиций для формирования объективных исторических знаний, пропаганды национального костюма. Древние мастерицы в своих узорах изображали легенды, мифы, «пели» песни, благословляли жизнь, почитали предков. Солнце, как источник жизни, особо почиталось чувашами и остается ведущим орнаментальным знаком в национальной вышивке. Основные цвета вышивки - все оттенки красного - от темно-бордового до розово- красного и черный. В качестве дополнения использовались различные оттенки зеленого, синего, желтого. Древние мастерицы в своих узорах изображали легенды, мифы, «пели» песни, благословляли жизнь, почитали предков. Солнце, как источник жизни, особо почиталось чувашами и остается ведущим орнаментальным знаком в национальной вышивке. Основные цвета вышивки - все оттенки красного - от темно-бордового до розово- красного и черный. В качестве дополнения использовались различные оттенки зеленого, синего, желтого.
Разнообразие орнамента вышивки по композиционному строю, колориту и стилю отразились прежде всего в сурпанах - головных повязках верховых чувашей, которые являются шедеврами народного искусства. Вышивка на них двусторонняя. Геометрические узоры размещаются ярусами. Концы сурпана украшались бахромой, разноцветными – голубыми, черными, красными – бисеринками. Сурпаны играют большую роль в завершенности старинного женского костюма. Они выполняли роль головного убора, украшения, родового талисмана. Разнообразие орнамента вышивки по композиционному строю, колориту и стилю отразились прежде всего в сурпанах - головных повязках верховых чувашей, которые являются шедеврами народного искусства. Вышивка на них двусторонняя. Геометрические узоры размещаются ярусами. Концы сурпана украшались бахромой, разноцветными – голубыми, черными, красными – бисеринками. Сурпаны играют большую роль в завершенности старинного женского костюма. Они выполняли роль головного убора, украшения, родового талисмана. Современные сурпаны, сохраняя в своих отдельных элементах древние традиции, претерпевают изменения, в которых отражаются местные условия, время и быт. Современные сурпаны, сохраняя в своих отдельных элементах древние традиции, претерпевают изменения, в которых отражаются местные условия, время и быт. (Сурпаны, представленные в проекте, собраны на территории Моргаушского района). (Сурпаны, представленные в проекте, собраны на территории Моргаушского района).
Информационно-методический центр отдела социального развития администрации Моргаушского района принял участие в открытом республиканском конкурсе инновационных проектов в сфере культуры, и его проект «Родные напевы в мерцании узоров» (передвижная выставка сурпанов верховых чувашей) выиграл грант Президента Чувашской Республики.
Композиция сурпанов в районном историко- краеведческом музее Сурпан, начало XX века с.Юнга Чакак Ирина Афиногенновна
Сурпан, масмак конец 19 века. с.Моргауши Сильвестрова Валентина Сурпан, начало 20 века с.Юнга, Чакак Ирина с.Юнга, Чакак Ирина
1.Сурпаны, начало 20 века, с.Юнга 2.Сурпаны, конец 19 века, с.Моргауши 3.Сурпан, середины 20 века, с.Моргауши
1.Композиция масмаков 2.Сурпан – с 19 века в 20 век 3.Композиция сурпанов – «Разнообразие орнамента»
Сурпаны средина - конец 19 века
Сурпаны конец 19 века Районный историко-краеведческий музей
Сурпан, середина 20 века д. Ятманкино, Федорова Лидия Федоровна
Сурпан, вторая половина 20 века д.Ятманкино, Шатунова Клавдия Афанасьевна
Сурпан, начало 20 века с.Моргауши Григорьева Валентина
«Ткацкий узор» вторая половина 20 века д. Ятаманкино «Ткацкий узор» вторая половина 20 века д. Ятаманкино Петрова Юлия Михайловна Сурпаны с геометрическими узорами
Сурпаны, середина – конец 20 века
Появление марийских элементов в сурапнах и хулси
Разнообразие цвета Разнообразие цвета Сурпан, начало 20 века с.Юнга
1.«Цветы в сурапне», вторая половина 20 века, д.Ятманкино, Иванова Роза Алексеевна
Сурпан, вторая половина 20 века Районный историко-краеведческий музей с. Моргауши, Григорьева Валентина д. Ятманкино, Ильина Нина Петровна
Презентация фотовыставки и выставки сурпанов в Моргаушском и выставки сурпанов в Моргаушском районном историко-краеведческом музее районном историко-краеведческом музее