Бразгун Татьяна Николаевна Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с расстройствами аутистического спектра Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Ткачева Виктория Валентиновна
Актуальность исследования: обусловлена потребностями практики в определении направлений, разработке содержания и форм психолого-педогогического сопровождения семьи с ребенком с расстройствами аутистического спектра; несовершенством видов помощи таким семьям; дефицитом научных исследований в этой области
Периодизация изучения аутизма Первый,донозологический, период -конец 19 - начало 20 вв. - отдельные упоминания о детях со стремлением к одиночеству Второй, доканнеровский период, гг. ХХ века обсуждается возможность развития у детей шизоидии с характерной аутичностью (Сухарева Г.Е., 1927, Симеон Т.П., 1929 и др.)
Третий, каннеровский период (43-70 гг. ХХ в.) появление работ по аутизму, L. Kanner в 1943, Н. Asperger в 1944 и С. С. Мнухина в 1947 г., а позднее других специалистов. Четвертый послеканнеровский период ( годы) аутизм стал рассматриваться, как неспецифический синдром разного происхождения (Башина В.М., 1993)
Четыре уровня причин возникновения РАС этиологический (органические или генетические факторы) (Schopler, H. Mesibov, I.C. Gillberg), патофизиологический (изменение в функциональных системах мозга (нарушающие процесс его развития) (L.Poustka, Minshew N.J.), нейропсихологический (связь структур мозга и поведением) (В.В.Лебединский, U. Frith, A, Leslie, S. Baron-Cohen) симптоматический (особенности поведения) (Башина В.М., Никольская О.С.)
Ключевые нарушения (триада Лоры Винг) качественное ухудшение в сфере социального взаимодействия; качественное ухудшение в сфере вербальной и невербальной коммуникации и в сфере воображения; крайне ограниченный репертуар видов активности и интересов.
Цель исследования: разработка и апробация направлений, форм и содержания психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с расстройствами аутистического спектра
Объект исследования : процесс формирования оптимальных условий воспитания и развития ребенка с расстройствами аутистического спектра в семье с помощью специалистов
Предмет исследования : направления, формы и содержание психолого-педагогической помощи семье ребенка с расстройствами аутистического спектра
Гипотеза исследования : разработка направлений, форм и содержания психолого-педагогической помощи семье ребенка с расстройствами аутистического спектра позволит создать оптимальные условия воспитания и развития ребенка с расстройствами аутистического спектра в семье
Задачи исследования : изучить специальную отечественную и зарубежную литературу по данной тематике, в рамках констатирующего эксперимента составить диагностическую программу направленную на изучение внутрисемейных условий воспитания и развития ребенка с расстройствами аутистического спектра,
выявить в рамках констатирующего эксперимента особенности когнитивных процессов и личностных особенностей ребенка с расстройствами аутистического спектра, изучить особенности внутрисемейной атмосферы, личностные характеристики детей с расстройствами аутистического спектра и их родителей, особенности родительско-детских и детско- родительских взаимоотношений,
провести сравнительный анализ данных полученных в констатирующем эксперименте, определить направления, содержание и формы психолого- педагогического сопровождения семьи ребенка с расстройствами аутистического спектра; организовать и провести формирующий эксперимент по апробации направлений, форм и содержания психолого- педагогического сопровождения семьи ребенка с расстройствами аутистического спектра ;
оценить эффективность предложенных направлений, форм и содержания психолого-педагогической помощи семье ребенка с расстройствами аутистического спектра.
База исследования: Центр психолого-медико-социального сопро- вождения «Зеленая ветка», который оказывает психолого-педагогическую и медико-социальную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям с РАС
Дифференциация детей с расстройствами аутистического спектра 1. дети с высоким уровнем функционирования- Э1 дети с нарушением мотивации к произвольной учебной деятельности (16,7%) дети с нарушением социального взаимодействия (25%) дети с нарушением коммуникации (мутичные дети) (8,3%) 2. дети с низким уровнем функционирования (Э2)– 50 %
Сравнительный анализ психического развития детей с РАС (Э1 и Э2) и нормально развивающихся сверстников Общее развитие и двигательная сфера
Когнитивная сфера
Эмоционально- личностная сфера
Внутрисемейные условия воспитания Авторитарный тип родителя (8,3%) вытеснение матерью негативных переживаний, отсутствие авторитета матери и навыков послушания у ребенка Психосоматический тип родителя (16,7%) «Принятие- отвержение» 25% искажение иерархии отношений взрослый-ребенок «Симбиоз» (8,3%) инфантилизация ребенка «Маленький неудачник» (16,7%)
Спасибо за внимание