Тема: Петербургский период в жизни Гоголя и повесть «Шинель». Тема: Петербургский период в жизни Гоголя и повесть «Шинель».
После окончания Неженской гимназии.19летний Гоголь приезжает в Петербург. Он надеется на то, что найдёт достойную государственную службу, в которой видел тогда своё призвание. После окончания Неженской гимназии.19летний Гоголь приезжает в Петербург. Он надеется на то, что найдёт достойную государственную службу, в которой видел тогда своё призвание.
Может быть, здесь Гоголь уже задумался над тем: «Почему так устроена жизнь»?
Мечта Гоголя: встретиться с Пушкиным, которому он покажет своё первое и как ему тогда казалось, значительное произведенье «Ганс Кюхельгартен» Поэма вышла в свет, но книгу никто не покупал. Вскоре Николай Васильевич прочёл в журнале уничтожающую рецензию. Вскоре Николай Васильевич прочёл в журнале уничтожающую рецензию. Тогда он собрал все книги и сжёг.
В огне камина сгорело первое произведение Гоголя под псевдонимом «В Алов». В огне камина сгорело первое произведение Гоголя под псевдонимом «В Алов». Поэма не имела успеха. Поэма не имела успеха.
Что же делать? Может быть, стать актёром?
Его актёрские данные были высоко отмечены товарищами по Неженской гимназии. Он великолепно играл роль госпожи Простаковой в комедии Фонвизина «Недоросль». Думается что Гоголь затмил бы и знаменитых комиков–актёров.
«Простые, без всяких декламаций» чтение Гоголем не понравилось инспектору императорских театров. Исчезла одна из заветных надежд.
Знаменитый актёр Михаил Семёнович Щепкин, много лет спустя слушая чтение и рассказы Гоголя, говорил, что подобного комика не видел и не увидит в жизни, что Гоголь – «высокий образец художника», у которого надо учиться сценическому искусству.
Наконец нашлась служба. Он поступил переписчиком бумаг в департамент. Именно здесь он узнал особый мир петербургских чиновников.
«Надо писать об этой жизни, надо быть писателем современным, показать жизнь такой, какая она есть в действительности».
В. Г. Белинский писал: «С появлением Гоголя литература наша исключительно обратилась к русской жизни, к русской действительности».
Замысел написать об этой жизни возник постепенно. Одна за другой появляются маленькие повести Гоголя под названием «Петербургские», куда входит и «Шинель». Над этой повестью Гоголь трудился несколько лет, переделывая её много раз.
Что натолкнуло его на мысль написать «Шинель»?
Он сам испытал на себе все тяготы петербургской жизни: служил мелким чиновником, жил на окраинах города, снимая дешёвые комнаты. Однажды, общаясь с сослуживцами, кто – то при Гоголе рассказал об одном чиновнике, страстном охотнике.
С огромным трудом накопил этот чиновник денег и купил ружьё. Счастливый, отправился он в лодочке на охоту и не заметил, как ружьё было стянуто в воду тростником. Чиновник от огорченья заболел; тогда со служивцы собрали ему на новое ружьё.
Может быть, как говорят, этот рассказ натолкнул его на мысль написать «Шинель».
За канцелярским столом сидит тихий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин. Он и сам смешной, и имя у него смешное, и кажется, что он так и родился на свет в вице – мундире и с лысиной на голове для того, чтобы переписывать казённые бумаги. За канцелярским столом сидит тихий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин. Он и сам смешной, и имя у него смешное, и кажется, что он так и родился на свет в вице – мундире и с лысиной на голове для того, чтобы переписывать казённые бумаги.
Но вот с Акакий Акакиевичем случилась беда – износилась его шинель, и надо было шить новую. Каких лишений ему это стоило, как он голодал, чтобы скопить денег на новую шинель! Шинель готова! Акакий Акакиевич в новой шинели идёт в гости. На обратном пути грабители снимают у него шинель. Акакий Акакиевич умирает от огорчения. «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное,» - говорилось в повести.
После смерти Акакия Акакиевича в городе по ночам бродит мертвец, похожий на него, он стаскивает с людей шинели и наконец добирается и до «значительного лица». Так маленький человек как бы мстит своим обидчикам за всю свою городскую жизнь.
Мне хочется закончить своё выступление словами русского писателя второй половины 19 века Фёдора Михайловича Достоевского: « Все мы вышли из «Шинели Гоголя»,подтверждая тем самым, что оно является классическим в русской литературе первой половины 19 века.