Исследования на тему «ДИСГРАФИЯ» Над проблемой работала учитель – логопед МОУ СОШ 18 Матяж Валентина Ивановна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Исследования на тему «ДИСГРАФИЯ» Обзорный материал по классификации видов дисграфий.
Advertisements

Исследования на тему «ДИСГРАФИЯ» учитель – логопед МОУ СОШ 2 Альваева Наталия Николаевна.
Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
«Виды, причины и коррекция дисграфии» Центр психолого-педагогического сопровождения детей г.
Неречевые симптомы Речевые симптомы Симптомы дисграфий Неточность слуховой диф-ции звуков Неправильное произношение звуков Нарушение различных форм языкового.
«Дисграфия» Учитель-логопед ГБОУ 1643 Новикова С.В.
Что исправляет логопед. ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой.
Нарушение письменной речи младших школьников.. Учитель-логопед Лейнгард Оксана Зуфаровна МБОУ СОШ 87.
Влияние нарушений речи на грамотность письма учащихся младшей школы.
«Подводные» камни процесса формирования письменной речи. Приёмы и методы по преодолению нарушений письменной речи» Семинар-практикум.
П РОБЛЕМА НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ.
Учитель-Логопед МОУ ЛИЦЕЙ 23 гор. Калининграда Назарова Галина Анатольевна.
Определение Виды дисграфии Пути коррекции и профилактики.
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
Алгоритм логопедической работы в коррекционной школе.
Патопсихология процесса чтения Подготовила: Учитель-логопед МОУ «СШ 8» Барыкина С.А.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8 имени Бусыгина М.И.»» г. Усть-Илимска Иркутской области В.А.Мельникова.
ДИCГРАФИЯ и ДИЗОРФОГРАФИЯ Возникновение, проявление и возможные пути предупреждения.
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. Дисграфия и дислексия – это частичные специфические нарушения процессов письма и чтения, проявляющиеся в стойких, повторяющихся.
Письменная речь Письмо Чтение 1. Формируется только в условиях целенаправленного обучения 2. Достаточный уровень сформированности всех сторон речи 3.
Транксрипт:

Исследования на тему «ДИСГРАФИЯ» Над проблемой работала учитель – логопед МОУ СОШ 18 Матяж Валентина Ивановна

Анализ обследований устной и письменной речи показал: дислексией и дисграфией страдают 6 – 8 % младших школьников. У мальчиков такие дефекты встречаются в 3 – 4 раза чаще, чем у девочек.

Агата Кристи ( ), сочинительница детективов. Знаменитая английская писательница Агата Кристи, «королева детектива», за свою жизнь написала больше 80 книг. Не всем известно, что маленькая Агата никак не могла научиться писать. Она делала столько ошибок и писала так медленно, что родители забрали ее из школы, и девочке пришлось продолжить обучение дома. До конца своей жизни Агата Кристи так и не научилась грамотно писать и делала множество орфографических ошибок. Петр I совершенно безграмотно писал, и, как ни бились его наставники, они ничего не могли с этим поделать. Петр мог не обратить внимания на отсутствие каких-то букв в написанном слове, и это не считая просто орфографических ошибок.

Леонардо Да Винчи писал и рисовал левой рукой и оставил 7 тысяч страниц дневников, написанных зеркально. Нормально их можно прочитать, если подставить зеркало или перевернуть бумагу на просвет. Ханс Кристиан Андерсен. Поначалу редакторы возвращали ему рукописи, даже не дочитав их до конца, и по Копенгагену долго ходили слухи о «потрясающе неграмотном авторе». В одной газете написали: «Человек, который так глумится над своим языком, не может быть писателем». И это почти правда – обычно дислектики выбирают себе профессию, не связанную с чтением и письмом.

Дисграфия- частичное нарушение процесса письма, повторяющихся ошибках проявляющееся в стойких,, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА НАСЛЕДСТВЕНН ЫЕ ФАКТОРЫ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ Г.М.ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ПАТОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ОРГАНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Неврологические нарушения, нарушение познавательной деятельности, памяти, восприятия, внимания, моторики, зрительно-пространственных ориентировок и.т.д. Речевые симптомы Неречевые симптомы Ошибки на уровне буквы Ошибки на уровне предложения Ошибки на уровне слова Симптомы дисграфий

Симптомы дисграфий: Речевые симптомы: 1.Ошибки на уровне буквы. 2.Ошибки на уровне слова. 3.Ошибки на уровне предложения. Неречевые симптомы. Неврологические нарушения, нарушения познавательной деятельности, памяти, внимания, моторики, зрительно – пространственных ориентировок и т.д.

Дисграфия Артикулятор- но-акустическая Акустичес- кая Оптичес- кая Аграммати- ческая Отражение в письме Неправильного звукопроизношения Нарушение фонемного распознавания Недоразвитие грам- матического строя речи Недоразвитие зри- Тельного гнозиса, Пространственных представлений

Дисграфии% Сложная, смешанная форма дисграфии (акустическая, оптическая, фонематическая, аграмматическая с элементами дизорфографии и явлениями языковой интерференции) 54 Фонематическая: преимущественно на почве смешения дифференциальных признаков оппозиционных фонем, звукобуквенного состава слова 20 Оптическая: преимущественно на почве нарушения дифференциальных признаков графических образов букв 7 Графомоторная: преимущественно на почве кинестетической и кинетической апраксии пишущей руки 8 Артикуляторно- акустическая: на почве нарушения фонетического анализа звукового состава слова, трудностей программирования и контроля 11 Распределение детей по видам дисграфий (N=25)

Процесс письма Речедвигательный анализатор Речезрительный анализатор Речеслуховой анализатор Двигательный анализатор

Специфические операции, входящие в процесс письма Анализ звукового состава слова, подлежащего записи 2. Уточнение звуков 1.Определение последова- тельности и количества звуков Перевод фонем в графемы «Перешифровка» зрительных схем букв в кинети- ческую систему последовательных движений

ДИСГРАФИЯ: 1.Артикулярно – акустическая – отражение в письме, неправильное произношение. 2.Акустическая – нарушение фонемного распознавания. 3.Аграмматическая – недоразвитие грамматического строя речи. 4.Оптическая – недоразвитие зрительного гнозиса пространственных представлений. Проанализировав ошибки детей при письме, выделяем часто встречающиеся виды дисграфий:

МЕХАНИЗМЫ ДИСГРАФИЙ 1.Неправильное произношение звуков. 2.Недостаточность слуховых дифференцировок. 3.Нарушение языкового анализа и синтеза. 4.Недоразвитие грамматического строя речи. 5.Несформированность зрительно- пространственных функций.

КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСГРАФИЙ 1.Артикулярно-акустическая. 2.На основе нарушения фонемного распознавания или акустическая. 3.На почве нарушения языкового анализа и синтеза. 4.Аграмматическая. 5.Оптическая.

ПРОЦЕСС ПИСЬМА: 1.Речедвигательный анализатор. 2.Речеслуховой анализатор. 3.Речезрительный анализатор. 4.Двигательный анализатор.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ ВХОДЯЩИЕ В ПРОЦЕСС ПИСЬМА: 1.Анализ звукового состава слова, подлежащего записи. - Определение последовательности и количества звуков; - Уточнение звуков. 2. Перевод фонем в графемы. 3. «Перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений

Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания или акустическая дисграфия Механизмы: 1.Неточность слуховой дифференциации звуков Проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки (смешиваются: звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие, свистящие-шипящие, африкаты и их компоненты 2. Неточность кинестетического анализа. 3.Неточность в выборе фонемы. В нарушениях обозначения мягкости согласных на письме(при помощи «ь» и гласных нижнего ряда.

Коррекционная работа при дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. 1. Развитие языкового анализа и синтеза 2. Развитие слогового анализа и синтеза 3. Развитие фонематического анализа и синтеза

Аграмматическая дисграфия Механизмы Несформированность лексико – грамматического строя речи: морфологических и синтаксических обобщений 1.Проявляется на уровне слова: искажение морфологической структуры слова, изменение падежных окончаний, предложных конструкций, падежа местоимений. 2.Проявляется на уровне словосочетания: нарушение согласования (сущ.+прил.,сущ.+числ.). 3.Проявляется на уровне предложения и текста: нарушение согласования слов в предложении.

1. Развитие лексико-грамматического строя речи.

Оптическая дисграфия Механизмы Несформированность зрительно – пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. 1.Проявляется в искажённом воспроизведении букв на письме. 2.Проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв.

Коррекционная работа при оптической дисграфии Развитие зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ДИСГРАФИИ Замены звуков по глухости – звонкости. Замены звуков по твердости – мягкости. Пропуски букв, слогов при диктанте. Перестановки букв, слогов. Слитное написание слов с предлогами. Слияние двух предложений в одно.

Общий анализ результатов мониторинга уровня работ учащихся 1 – 3 классов. 1 класс К1 Нарушение слогового ряда К2 Звонкие и глухие согласные К3 Твердые и мягки согласные К4 Пропуски при стечении согласных К5 Лексико-грамматические ошибки К6 Недописывание букв

2 класс К1Пропуски букв, слогов и слов К2Нарушение оформления границы предложения К3 Замены букв по звонкости и глухости К4 Замены букв по твердости и мягкости К5 Замена по графическому сходству К6 Орфографические ошибки К7 Нарушение словообразования

3 класс К1 Ошибки в родовых, числовых и падежных окончаниях К2 Случайные согласования К3 Определение места приставок и отличие их от предлогов К4 Определение частей слова К5 Твердые и мягкие согласные К6 Замены по графическому сходству