ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2011 – 2015 ГОДЫ Министр экономики Республики Татарстан М.Р.Шагиахметов 24 января 2011 года
ВНЕШНИЕ КОНСУЛЬТАНТЫ Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Государственный университет - Высшая школа экономики Казанский (Приволжский) федеральный университет Казанский государственный финансово- экономический институт 2
ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА ГОДЫ Обеспечение качества жизни населения республики на уровне не ниже нормативного увеличение валового регионального продукта снижение уровня бедности структурные изменения в экономике Задачи: Цель: 3
ЗАДАЧИ, ПОСТАВЛЕННЫЕ В ПОСЛАНИИ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОВЕТУ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 4
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ВРП на душу населения – 35 тыс. долларов США; Доля обрабатывающих секторов в структуре экономики – 25%; Доля экспорта несырьевой продукции – 30%; Доля инновационной продукции в объеме промышленного производства – 30%; Доля малого и среднего бизнеса в ВРП – 34%; Средняя продолжительность жизни населения – 74 года; Средняя заработная плата – 40 тыс. рублей; Обеспеченность общей площадью жилья в расчете на одного жителя – 26,5 кв. метров; Объем прямых иностранных инвестиций на душу населения – более 1,5 тыс. долл. в год; Все населенные пункты должны иметь дороги с твердым покрытием. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА ГОДЫ, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ КМ РТ ОТ 2 ИЮНЯ 2010 ГОДА 425 5
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА ГОДЫ Цель: Повышение качества жизни населения Республики Татарстан на основе устойчивого, динамичного развития татарстанской экономики и создания благоприятной среды жизнедеятельности человека Задачи: Повышение конкурентоспособности татарстанской экономики Формирование динамичной системы государственного и муниципального управления Создание инновационной диверсифицированной экономики Экологизация экономики Увеличение доли среднего класса 6
Новый подход к разработке Программы Новая модель программирования Новая технология внесения изменений в Программу Институциональный Неукоснительное соблюдение межпрограммной функциональной зависимости ТРИ НОВШЕСТВА ПРОГРАММЫ 7
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ МАТРИЦА
РешениеЦельОднако Увеличение страховых взносов до 34% Рост поступлений в бюджет Уход экономики в тень, сокращение поступлений в бюджет Принятие административных регламентов по государственным услугам Повышение эффективности государственного управления Не создана система автоматизации их мониторинга, что оставило возможность для злоупотребления полномочиями Введение жилищных субсидий Адресная материальная помощь малообеспеченны м домохозяйствам Появилась опосредованная дотация коммунальных предприятий через увеличение норм потребления коммунальных услуг и, как следствие, увеличение бюджетных расходов на жилищные субсидии Институциональная ловушка – это неэффективная устойчивая норма (неэффективный институт), имеющая самоподдерживающий характер и, как правило, после снятия возмущения возвращающаяся в прежнее состояние Примеры институциональных ловушек ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЛОВУШКА
1. Характеристика социально-экономического положения Республики Татарстан 2. Цели и задачи Программы 3. Основные мероприятия Программы в разрезе институциональных факторов: 4. Сроки и этапы реализации программы 5. Механизм управления реализацией программы 6. Оценка социально-экономической эффективности реализации программы. Ожидаемые результаты 7. Приложения 1) Сводный перечень мероприятий Программы 2) Итоги развития Республики Татарстан в 2010 году СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 10
Концепция долгосрочного развития России Программа размещения производительных сил до 2020 года и на период до 2030 год Основные направления деятельности Кабинета Министров Программа социально-экономического развития на годы ТЕХНОЛОГИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЯ 11 Программы муниципальных образований Отраслевые программы Послание Президента Республики Татарстан
ТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПРОГРАММИРОВАНИЮ 12 Программа 1 М1.1 М1.2 М1.3 Программа 2 М2.1 М2.2 М2.3 Мероприятия Цели программы 1 Цели программы 2 Не определяется взаимосвязь программ и мероприятий ПСЭР на годы ПСЭР на годы
НОВАЯ МОДЕЛЬ ПРОГРАММИРОВАНИЯ 13 Программа 1 М1.1 М1.2 М1.3 Программа 2 М2.1 М2.2 М2.3 Межпрограммная взаимосвязь ПСЭР на годы (Цели развития республики) ПСЭР на годы (Цели развития республики)
Подразделы программы имеют следующую структуру: СТРУКТУРА ПОДРАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ 14
МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ 15
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ Министерство экономики Комитет по социально- экономическом у мониторингу Кабинет Министров Республики Татарстан Изменение в ПСЭР Государственный Совет Республики Татарстан гг. Министерство финансов Анализ Центры ответственности (министерства, ведомства и др.) Центры ответственности (министерства, ведомства и др.) гг. Форма отчетности
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! министр экономики Республики Татарстан Шагиахметов Мидхат Рафкатович