Лекция 9 Тема 6: Финансовая система и финансовая политика государства
Вопросы 4. Фискальная политика 5. Бюджетный дефицит и государственный долг
4. Фискальная политика
Понятие фискальной политики Фискальная (бюджетно-налоговая) политика - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов.
Виды фискальной политики 1. Дискреционная политика является активной фискальной политикой. Ее целью является сознательное воздействие на совокупный спрос. Дискреционная фискальная политика - это сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост.
Механизм действия При включении в анализ государственных расходов, увеличивается совокупный спрос с величины (C+I) до (C+I+G), график совокупных расходов сдвинется вверх, равновесие установится при более высоком уровне ВВП.
Влияние налогов на равновесный ВНП Введение налога, приведет к уменьшению располагаемого дохода налогоплательщиков, следовательно, уменьшатся их потребительские расходы, а значит и вся сумма совокупных расходов.
Формула расчета сокращения потребления при приращении налога C= T* MPC, где C - величина сокращения потребления T - сумма приращения налога MPC - предельная склонность к потреблению
Налоговый мультипликатор Налоговый мультипликатор равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на предельную склонность к потреблению. M T = M G * MPC
Кривая Лаффера По вертикальной оси откладываются величины налоговых поступлений R, по горизонтальной - значения ставок налога r.
Виды фискальной политики (в зависимости от фазы цикла) 1. Экспансионистская(стимулирующая) фискальная политика проводится в период спада, включает в себя: увеличение государственных расходов; снижение налогов; сочетание того и другого. 2. Сдерживающая дискреционная фискальная политика: в период инфляционного роста; меры, обратные названным выше.
2. Автоматическая фискальная политика Пассивная политика не требует принятия специальных решений. Изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически через действие встроенных стабилизаторов. Встроенный стабилизатор - это любая мера, которая имеет тенденцию увеличивать дефицит госбюджета в период спада и уменьшать его в период подъема автоматически, без каких- либо специальных шагов со стороны правительства.
G, T T G T Y БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ ДОХОДЫ < РАСХОДЫ БЮДЖЕТНЫЙ ПРОФИЦИТ ДОХОДЫ > РАСХОДЫ o СБАЛАНСИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И УРОВЕНЬ ДОХОДОВ
5. Бюджетный дефицит и государственный долг
Бюджетный дефицит и государственный долг: понятия Бюджетный дефицит - это превышение расходов госбюджета над доходами. Общая, накопленная за все годы сумма дефицитов составляет государственный долг.
ВЛИЯНИЕ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА НА РАВНОВЕСНЫЙ ДОХОД: B – ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА, B – НОВЫЙ УРОВЕНЬ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА. B – B = G – G – t × (Y – Y)
ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА ПРИВОДИТ К РОСТУ (ИЛИ ОБРАЗОВАНИЮ) ВНЕШНЕТОРГОВОГО ДЕФИЦИТА ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА ПРИВОДИТ К ВЫТЕСНЕНИЮ КАК ПРОИЗВОДСТВЕНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ, ТАК И ЧИСТОГО ЭКСПОРТА
Виды бюджетного дефициты Фактический – отрицательная разница между фактическими и доходами и расходами правительства Структурный – возникает в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов при угрозе экономического спада. Циклический – является результатом циклического падения производства. Такой дефицит свидетельствует о недоиспользовании ресурсов и больших экономических проблемах в стране.
Причины бюджетных дефицитов 1.Рост роли государства в экономике 2.Рост военных расходов 3.Рост численности государственного аппарата 4.Текущие колебания хозяйственной коньюктуры
Источники покрытия бюджетного дефицита Экономия ресурсов на содержание государственного аппарата Выпуск внутренних и внешних государственных займов в виде ценных бумаг Займы у внебюджетных фондов Эмиссия денег
1. ВО-ВТОРЫХ, ИЗ-ЗА НЕОБХОДИМОСТИ СОКРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА ВЕЛИЧИНУ БОЛЬШЕ РАЗМЕРА ДЕФИЦИТА НА УРОВЕНЬ t × (Y – Y). 1. ВО-ПЕРВЫХ, ИЗ-ЗА РАЗНИЦЫ МЕЖДУ БЮДЖЕТОМ ПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТИ И ФАКТИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ БЮДЖЕТА; 1. ПОЧЕМУ ЧАЩЕ ВОЗНИКАЕТ ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА, ЧЕМ ПРОФИЦИТ?
1. ОДНАКО БЕЗРАБОТИЦА ПРИВОДИТ К ДЕФИЦИТУ БЮДЖЕТА БЮДЖЕТ ПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТИ – УРОВЕНЬ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА ИЛИ ПРОФИЦИТА, ЕСЛИ БЫ В ЭКОНОМИКЕ НАБЛЮДАЛАСЬ ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ
G, T T G T Y БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТ ПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И УРОВЕНЬ ДОХОДОВ УРОВЕНЬ ДОХОДОВ – Y Y* БЕЗРАБОТИЦА
ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА ПРИВОДИТ К РОСТУ (ИЛИ ОБРАЗОВАНИЮ) ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА, А ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА ПОЗВОЛЯЕТ ЕГО ВЫПЛАЧИВАТЬ АКТИВНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО ПРАВИТЕЛЬСТВА В СОВОКУПНЫЙ СПРОС ДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СНИЖЕНИЕ НАЛОГОВ В ПЕРИОДЫ СПАДА, ПОВЫШЕНИЕ НАЛОГОВ В ПЕРИОДЫ ПОДЪЕМА
Государственный долг Внутренний долг - задолженность государства своим собственным гражданам. Внешний долг - задолженность иностранным государствам, организациям и гражданам.
Формы заимствования: выпуск государственных займов Механизм: государство привлекает временно свободные средства населения, банков, страховых и промышленных компаний.
Недостатки заимствования на внутреннем рынке: Если в частном секторе – высокий процент, выплаты по госдолгу – рост расходов; Если учитываются в ЦБ – эффект монетизации, рост инфляции Если на рынке ссудных капиталов – эффект вытеснения, рост процентной ставки, вытеснеение частных инвесторов
Заимствование на внешнем рынке Внешние займы могут размещаться: на национальных рынках или на наднациональных рынках при помощи частных банковских синдикатов или путем межправительственных соглашений в различной валюте
Недостатки внешнего заимствования Передача части созданного внутри страны продукта за рубеж; Снижение международного авторитета страны; Усиливающаяся зависимость экономики как стран-заемщиков, так и стран-кредиторов от внешних факторов, не поддающихся контролю национальными средствами.
ДЕФИЦИТ(-) И ПРОФИЦИТ(+) ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, % ВВП ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ К БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ – ДОЛГОСРОЧНАЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
В 2006–2008 годах бюджетные расходы РФ будут полностью обеспечены доходами + 14 % + 23 % + 10 % + 5 % ДОХОДЫ РАСХОДЫ БАЛАНС К РАСХОДАМ
ОБЪЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ (В % К ВВП)
ВЫПЛАТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ
Вопросы для самопроверки В чем заключаются возможности фискальной политики по стабилизации экономики? Что такое государственный долг? Опасен ли он для национальной экономики в целом?