Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 7. Религиозная концепция бытия
План лекции 1.Общая характеристика эпохи Средневековья. 2. Апологетика. 3. Теология Августина Блаженного. 4. Доказательства Бога Фомы Аквинского
Особенности эпохи Средневековья (5 -15 вв.) 1.Кроме рабского труда появляется феодальная зависимость. 2.Вместо демократической формы правления – императорская власть. 3.Переход от политеизма к монотеизму. Вывод: Ситуация всесилия одних и бессилия других.
Особенности средневековой философии 1. Резкое противопоставление разума и веры. 2. Обязательная включенность этических категорий в обсуждение любых философских вопросов. 3. Главной задачей философии становится соединение веры и разума для доказательства Бога.
Взаимоотношения философии и религии в Средневековье. «Философия стала служанкой религии»(Энгельс) Философия основывается на знании. «И царице свойственно пользоваться услугами служанок.(Дамаскин) Религия основывается на вере.
Средневековая философия в своем движении прошла три этапа Апологетика (2 в.) (апология – греч. защита) Тертуллиан Патристика (3-4 вв.) (патер –греч. отец) Августин Блаженный Схоластика (5-15 вв.) (от греч. школа) Фома Аквинский
Апология – защита какого-либо догмата. Апологетика – ранние христианские учения, защищающие принципы христианства от критики со стороны нехристианских философов. Высшее знание заключено в христианских положениях Библии. Постичь их невозможно, в них можно только верить. «Я верю, ибо это нелепо» (Тертуллиан). Складывается теоцентризм ( от греч. Бог) – учение, согласно которому бог признается центром Вселенной, и все существующее от него зависит.
Патристика – философские учения «отцов церкви» (3-4 вв.) Августин Блаженный сформировал новый тип философии – теологию. Теология (от греч. бог, слово) – богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога, построенная в формах идеалистических доказательств на основе текстов, воспринимаемых как божественное откровение.
Креационизм – учение о создании богом мира из ничего Августин считает сверхъестественный акт творения мира из «ничего» онтологическим доказательством бытия Бога и его наивысшего могущества. Бог обладает совершеннейшими человеческими качествами: вечен, всемогущий, всевидящий, наипрекраснейший и т.д.
Понятие времени в античной и средневековой философии. Античность 1.Время = вечности, т.к. первоначала несотворимы и неуничтожимы. 2. Вечность полна движения, поэтому изменения в вечности есть время. Время – это объективно существующая реальность (вне человека и его сознания). Средневековье 1.Понятие вечности связано с Богом, являясь его атрибутом. 2.Время – это характеристика происходящих в мире изменений. Время – субъективное понятие, существующее только в нашем сознании.
Понятие пространства в античности и средневековье Античность 1.Пространство – это некое место, ограниченное пределами. 2.Пространство вмещает в себя созданный Богом мир, Бог находится за пределами и внутри мира. Средневековье Бог находится за пределами мирового пространства, к нему не применимы понятия времени и пространства, т.к. А) бог создает пространство как некую ограниченность; Б) любые пространственные пределы ограничивали бы деятельность и могущество Бога.
Представления Августина о бытии Августин выделяет три элемента мироздания Мир Бога (истинный и неразрушимый) Бытие. Все, что относится к миру Бога, Является высшим благом, красотой, совершенством. Мир природы, созданный Богом (временный, не может быть благом) Небытие. Земной мир (временное пристанище земной плоти человека) Временное бытие
Схоластика Схоластика - система образования, в рамках которой философия подчинена теологии, а способы доказательства бытия бога характеризуются соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой. Фома Аквинский (8 в.) считал, что собственное бытие Бога и есть Бог. Это бытие непостижимо для человеческого разума, и мы не можем знать, что есть Бог, но можно привести доказательства существования Бога.
Доказательства бытия Бога Фомы Аквинского 1.Причина движения мира. 2. Связь причины и следствия. 3. Связь необходимости и возможности. 4.Существование высшего идеала. 5.Телеологическое доказательство. Телеология – учение о цели и целесообразности существования мира.
В рамках схоластической философии сформировалось два течения Номинализм (от греч. имя) – философское учение, утверждающее, что общие категории и понятия существуют только в сознании. Номинализм отстаивал идею независимого существования природы, поэтому являлся скрытым материализмом. Реализм (от греч. вещественный) – философское направление, признающее существование общих понятий (универсалий) вне сознания человека. Самое общее универсальное понятие- Бог – невидимый, но постигаемый умом.
Заключение 1. В средневековой философии проблема бытия являлось основной. 2. Понятие бытия включает в себя Бога, творение и всеобщие элементы бытия (субстанция, материя, форма и т.д.)
Вопросы для самопроверки Назовите социальные предпосылки становления религиозно-идеалистической концепции бытия. Имеет ли религиозно-идеалистическая философия духовные истоки в античности? Назовите основные направления средневековой философии. Как решает проблему бытия патристика? Сформулируйте доказательства Бога в учении Фомы Аквинского.
Рекомендуемая литература Философия: Курс лекций. /Л.Д.Ерохина,А.П.Шендерецка и др. Ред. Н.А.Царева. – Владивосток: ВГУЭС, – С. 88 – 99. История философии. – Ростов-на-Дону: Феникс – С Философия. / Под ред. Кохановского В.П. – Ростов-на-Дону: Феникс. Гл.1 – С. 83 –92. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: Наука, – С. 91 – 136. Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. – Пермь.: ПГПУ, – С 7598.
Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.