Субъективность – что это? Зависимость суждений, мнений, представлений и т.п. от субъекта, его взглядов, интересов, вкусов, предпочтений и т.д.. Пристрастное, предвзятое, лишённое объективности мнение.
Взгляд со своей колокольни
Что говорит текст мне? Что я переживаю при чтении? Что говорит текст тебе?
Что говорит текст? Текст не может говорить тебе и мне то, что он не говорил отначала.
«Значение текста для современного читателя находится в строгой зависимости от первоначального значения текста»
Христиане часто смотрят на библейские истории, как на пустые канистры, которые нужно наполнить значением. Мы просто вливаем в них свои теологические убеждения. Мы пожимаем плечами и делаем вывод, что эти рассказы могут означать все, что нам захочется.
Субъективисты сосредотачиваются на том, что происходит, когда люди читают текст, а не на том, как следует его читать. Многие толкователи считают любые методы толкования являются совершенно условными.
Читатель определяет смысл Текст не имеет нормативное значение Произвольное толкование Айзегес
Объективность – что это? Непредвзято, беспристрастно, нелицеприятно, непредубеждённо.
«Пусть факты говорят сами за себя» «Пусть Библия говорит сама за себя». Объективизм принимает многообразные формы в герменевтике. Многие люди часто смотрят на свое толкование, как на очевидный факт. «Вам только нужно объективно посмотреть на то, что говорит этот стих и тогда вы согласитесь со мной».
Герменевтический объективизм рассматривает толкование, как А) процесс избавления от любых личных предположений и Б) осторожного применения проверенных методов толкования.
Turrenti ( ): «Пустая голова... должна быть при толковании Писания; толкователь должен быть как чистый лист (Tabula Rasa).» Возможно ли это? Возможно ли объективное толкование без предпосылок?
Вопрос не в том, воздействует ли система убеждений на решение и толкование, а в том, сознаёт ли богослов этот факт.
Мы хотим толковать Библию А) объективно, но толкуем её Б) субъективно. «нужно принять либо A, либо Б» или??? Как выйти из этого положения?
Цель: Баланс между субъективизмом и объективизмом
Субъективизм пытается уравнять наше понимание с авторитетом Писания, умаляя текст до уровня человеческих представлений. Субъективная модель
Объективная модель Объективизм пытается сделать нас равными истинам Писания, вознося наше понимание до уровня самого Писания.
Только последняя модель представляет Библию верховным авторитетом, а читателя подчиненным тексту. В основном только модель диалога с авторитетом удерживает нас от отношения к Писанию как к равному собеседнику.
Библия верховный авторитет Толкователь - подчинение Модель «диалога с авторитетом»
Предубеж дение Убеждение текста
Этот образ описывает отношения между Писанием и его читателями в форме диалога, а также указывает на движение вперед, направленное к цели более полного понимания. Что производит такое спиральное продвижение к лучшему пониманию? Герменевтический прогресс полностью находится в руках Святого Духа. Только Его просвещение может продвигать нас к истине. Дух Святой пользуется многими средствами, чтобы помочь нам в этом процессе.
РазумТрадиция Опыт Откровен ия Пережи вания Гуру Главный вопрос: кто даст мне ответ?
1. Внимательное чтение текста нельзя осуществить без определенной позиции, основанной на предпонимании. Предпонимание становится негативным только в том случае, если оно превращается в априорную схему, которая обусловливает значение текста еще до начала самого чтения. (a priori - т.е. знание, как бы заранее известное.)
2. Мы должны отличать «предположение» от «предубеждения». Мы должны ставить себя не «впереди», а «позади» текста, чтобы текст обладал приоритетом. Текст озадачивает, преобразует и направляет наши предположения. Когда предубеждения становятся подсознательными и принимаются как само собой разумеющееся, толкователь никогда их не анализирует, и они превращаются в основное герменевтическое орудие, обусловливающее значение текста.
3. Мы должны искать способы, которые позволили бы нам проработать предположения (позитивное) и не оказаться в плену у предубеждений (негативное). Толкователь должен не только исследовать текст, но и позволять тексту исследовать себя (герменевтический круг). Текст должен иметь превосходство над толкователем.
4. Мы должны позволить правильным герменевтическим принципам руководить нашей экзегезой и предотвращать привнесение наших предубеждений в текст. «Методологическая проверяемость».
Моё толкование Образ ование Духовн ая жизнь Финанс ы Работ а ДрузьяСемья Куль тура Церко вь Хара ктер