Формирование метапредметных умений и навыков на основе учебников по русскому языку для 5-9 классов под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта
Метапредметные результаты обучения связаны с формированием и развитием универсальных учебных действий (УУД) трёх видов
Универсальные учебные действия коммуника- тивные регулятивные познаватель- ные
Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества; постановка вопросов; построение речевых высказываний; лидерство и согласование действий с партнёром; умение слушать и слышать.
Регулятивные УУД целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Познавательные УУД – логические действия анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков; синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения; выдвижение гипотез, их обоснование; доказательство; постановка и решение проблем; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Метапредметные результаты обучения русскому языку Владение видами речевой деятельности (аудированием, чтением, говорением и письмом) Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, в учебной деятельности на метапредметном уровне Коммуникативно целесообразное взаимодействие с людьми в процессе речевого общения; овладение нормами речевого поведения
Коммуникативные УУД, формируемые при обучении русскому языку владеть всеми видами речевой деятельности; извлекать информацию из различных источников; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами; - строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности; осуществлять речевой контроль; оценивать речь с точки зрения её содержания, языкового оформления
Регулятивные УУД, формируемые при обучении русскому языку управлять своей деятельностью (постановка и формулирование цели предстоящей учебной деятельности – индивидуальной и коллективной, планирование последовательности деятельности, прогнозирование её результатов); контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности
Познавательные УУД, формируемые при обучении русскому языку выполнять логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий, подведение под понятие и др.; строить логическую цепь рассуждения (выдвижение тезиса, гипотезы, их обоснование, подбор аргументации и др.).
Серии упражнений, формирующих метапредметные умения и навыки 5 кл Учимся читать и понимать лингвистический текст Учимся говорить на лингвистическую тему -- 6 кл Учимся читать и пересказывать лингвистический текст Учимся говорить на лингвистическую тему Учимся собирать и систематизировать информацию 7 кл Читаем и пересказываем лингвистический текст Рассуждаем на лингвистическую тему Собираем и систематизируем информацию 8 кл -----Готовим самостоятельную работу на лингвистическую тему 9 кл -- Готовим самостоятельную работу на лингвистическую тему