тема урока
самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (что делает? что сделает? что делал? что сделал? и т. д.).
действия, связанные с трудовой деятельностью: рубить, копать, вязать, шить; действия, связанные с умственной и речевой деятельностью: думать, наблюдать, воображать, говорить, решать; действия, называющие перемещение и положение в пространстве: идти, лететь, стоять, лежать, сидеть; действия, называющие различные состояния: грустить, любить, болеть, спать; действия, называющие то, что происходит в природе: подморозило, светает, смеркается.
НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД СОВЕРШЕННЫЙ ВИД что делать? говорить, говорит, говорил, будет говорить. Глаголы указывают на продолжительность и повторяемость действия (долго и много раз). что сделать ? сказать, сказал, скажет. Глаголы указывают на результат действия.
1) присоединением приставки: писать написать (переписать, списать, подписать), ехать уехать (заехать, переехать, выехать);
2)заменой суффиксов: решать решить, прыгать прыгнуть;
3) изменением ударения: разрезать разрезать, насыпать насыпать;
4) заменой одного слова другим: брать взять, говорить сказать;
5) путём одновременного присоединения приставки и заменой суффикса: кланяться поклониться, цепляться уцепиться, глотать проглотить.