Психолого-педагогическая поддержка детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и их родителей в образовательных учреждениях города Москвы Цапенко М.М., зам. начальника Управления развития содержания общего, дошкольного и специального образования Департамента образования города Москвы, к.п.н.
ВОЗРАСТ Чувствительные проводящие пути (зрение, слух) Речь Высшая Познавательная функция Месяцы Годы C. Nelson, in From Neurons to Neighborhoods, 2000 Conception 0-6 лет – «золотые» годы : Раннее детство – это оптимальный период времени для развития сенсорных, познавательных, социальных и речевых навыков ребенка
Вариативные формы дошкольного образования для детей с ОВЗ в возрасте до 7 лет в Москве 124 лекотеки 169 ГКП: 70 групп «Особый ребёнок» 99 групп для детей с отклонениями в развитии 122 службы ранней помощи 1,5 тыс. детей 1,6 тыс. детей в возрасте от 2 мес. до 4 лет
В 2011 году Департаментом образования утверждены и согласованы с Департаментом здравоохранения ИНСТРУКЦИИ ПО ПРИЁМУ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ЛЕКОТЕКИ И СЛУЖБЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ, ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ, КОМБИНИРОВАННОЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Обеспечение дошкольным образованием детей с ОВЗ и детей-инвалидов учебный год 3 тыс. детей-инвалидов учебный год 3,4 тыс. детей-инвалидов 45 тыс. детей с ОВЗ около 60 тыс. детей с ОВЗ
РЕСУРСЫ это Государственные детские сады Государственные детские сады Государственные школы с дошкольными отделениями Негосударственные детские сады Негосударственные детские сады свыше 415 тыс.детей Постановление Правительства Москвы от ПП «О развитии системы дошкольного образования в городе Москве» Закон города Москвы от «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве»
Для предоставления дошкольного образования детям с ОВЗ в возрасте до 7 лет в Москве созданы условия Комфортная, безопасная, адаптированная среда в ДОУ Психолого-педагогическое сопровождение детей и родителей 416 детских садов комбинированного вида 239 детских садов компенсирующего вида Непрерывные образовательные маршруты: вариативные формы дошкольного образования детский сад начальная школа
Подготовка кадров для службы ранней помощи «Основы ранней помощи семьям, воспитывающих детей с проблемами развития» (72 часа) «Организация деятельности сотрудников Лекотек» (72 часа) «Организация деятельности вариативных форм» (24 часа) «Клинико-психолого-педагогические основы работы в СРП и лекотеках» (504 часа профессиональная переподготовка на базе МГППУ) «Вариативные формы дошкольного образования в системе Департамента образования города Москвы»(постоянно действующая выставка на базе ЦИТ)
Развитие профессионального сообщества - Ассоциация педагогов дошкольного образования (создана в сентябре 2011 года, объединяет 3771 педагога по 9 секциям) Задачи: создание разнообразных возможностей для профессионального общения, в том числе в Интернет-пространстве; поддержка талантливых педагогов ДОУ; организация «площадок» для передачи опыта между поколениями людей одной профессии ; предоставление возможности молодым педагогам получить опыт и «уроки» профессионального мастерства, а опытным – актуализировать свой профессиональный «багаж»; продвижение креативных идей молодых педагогов; организация общественного обсуждения направлений развития дошкольного образования; осуществление связи с общественностью, средствами массовой информации.
Информационное сопровождение службы ранней помощи Сайт: «Вариативные формы дошкольного образования»
Поддержка служб ранней помощи на уровне руководителей Российской Федерации и города Москвы «Мы просто обязаны, создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества». Д.А.Медведев Совет при Президенте по делам инвалидов Координационный совет по делам инвалидов 3 ноября 2011 года Мэр Москвы С.С. Собянин поддержал необходимость развития служб ранней помощи, вариативных форм дошкольного образования и сопровождения детей с ОВЗ
Включение в городские программы «Развитие образования города Москвы на гг. («Столичное образование»)» Мероприятия: стимулирование развития вариативных моделей дошкольного образования. распространение модели комплексного предоставления услуг по развитию и социализации детей дошкольного возраста, в том числе и для детей с ВОЗ