ЦЕНТР МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И КРАТКОСРОЧНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ Москва 2010 Д.Р. Белоусов Долгосрочное развитие российской экономики: технологический аспект макроэкономического прогноза Международная конференция Россия и мир: вызовы нового десятилетия Д.Р. Белоусов Долгосрочное развитие российской экономики: технологический аспект макроэкономического прогноза Международная конференция Россия и мир: вызовы нового десятилетия
2 ЦМАКП Экономический кризис: что делать с долгосрочным прогнозом? Вместо последовательного стабильного развития глобальной экономики – возврат цикла; Сбой российского развития произошел на самой рискованной фазе – накопления потенциала развития. Целый ряд ключевых мероприятий, включая создание соответствующих инфраструктур, оказался под вопросом. Вероятен рост внешних рисков безопасности в районе гг. Существует риск затягивания кризиса, что приведет к существенной деформации рынков промышленной продукции и мотивов к технологической модернизации. На этом фоне задача технологической модернизации и обеспечения условий для поступательного развития стала лишь более актуальной. Главный вопрос – содействует ли кризис формированию стимулов к инновационному развитию и технологическому обновлению производств? По опросам ИНП РАН (октябрь 2009) ситуация существенно ухудшилась (снизились оценки потребностей предприятий в технологической модернизации).
3 ЦМАКП Изменился прогноз условий развития Начавшийся кризис знаменует собой, вероятно, возврат классического экономического цикла. Соответственно, вместо постепенного роста мирового ВВП и транснационализации российской экономики мы получили рост неустойчивости внешних условий развития. Динамика мирового ВВП (темпы прироста, %) Приток прямых иностранных инвестиций (млрд. долл.)
4 ЦМАКП Ключевые позиции Три основных задачи, на которых будет фокусироваться технологическое развитие: адаптация экономики к ограничениям разного рода, прежде всего – со стороны трудовых ресурсов и энергоносителей поиск нового позиционирования на рынках («Между Китаем и Европой»); концентрация усилий на ограниченном числе прорывных промышленных высокотехнологичных проектов; обеспечение модернизации массовых производств в целях повышения конкурентоспособности их продукции. Использование кризиса для «творческого разрушения» и вытеснения низкоконкурентоспособной и устаревшей продукции. Институциональный аспект долгосрочного развития: Ключевая особенность - сочетание антикризисного аспекта и перехода к развития Параллельное формирование субъекта (за счет повышение определенности, ЧГП, институционализации Форсайта) и реализация собственно управленческих действий Реализация проектного подхода, направленного на технологический прорыв на ограниченном числе направлений – плюс создание институтов поддержки инноваций, развитие рынков высокотехнологичной продукции
5 ЦМАКП Ограничения развития Добыча нефти (млн. т) Экспорт нефти (млн. т)
6 ЦМАКП Пенсионная проблема Динамика численности занятых в экономике и численности пенсионеров (млн. чел.)
7 ЦМАКП Существенно осложнились внутренние условия развития В перспективе сохраняются высокие требования к росту эффективности (производительность труда – 4-6% в год, энергоэффективность – 3-4% в год). Динамика производительности труда (темпы прироста, %) Динамика энергоэффективности российской экономики (темпы прироста, %)
8 ЦМАКП Внутренние затраты на исследования и разработки, приходившиеся на одного исследователя в 2006 г. (в расчете на чел-лет в эквиваленте полной занятости, тыс. долл. по ППС) Удельные затраты на НИОКР в расчете на одного занятого (при том что по суммарным объёмам затрат – мы на уровне Италии) – очень низки, на уровне не самых сильных восточноевропейских стран. Соответственно, либо в течение ближайших лет удастся обеспечить рост объема НИОКР до 2-2.5% ВВП при сокращении численности исследователей примерно на четверть и жестком выстраивании приоритетов в исследовательской сфере – либо по мере снижения конкурентоспособности российской сферы НИОКР и переориентации потребителей на импорт начнется схлопывание численности занятых (по оценке, на 40-60%), что не позволит решать масштабные задачи по модернизации экономики.
9 ЦМАКП Реализация технологического потенциала – продвижение на рынки высокотехнологичной и (или) технически сложной продукции (5-7 или более рынков, 10-15%) Обеспечение условий для модернизации массовых среднетехнологических производств – повышение ценовой (эффективность) и неценовой (качество, технологический уровень, соответствие «стандартам де факто») конкурентоспособности. Сдерживание роста импорта на массовых внутренних рынках, выход (сохранение позиций) на отдельные внешние рынки среднетехнологической машинотехнической продукции (пример – грузовики высокой проходимости). Создание технологической базы нового поколения – создание универсального потенциала развития «послезавтрашнего дня» (пример – нанотехнологическая инициатива) Ключевой задачей становится преодоление «разрыва» в инновационном цикле: наука (активно финансируется государством и внешними грантами) – НИР – ОКР – закупки высокотехнологичной продукции (рост спроса компаний в значительной степени покрывается за счет закупки готовых решений и оборудования по импорту), подрывающего эффективность научно-технологической политики в стране. ЦМАКП 9 Направления действий в сфере науки и техники
10 ЦМАКП Где: продвижение на рынки высокотехнологичной и (или) технически сложной продукции (5-7 или более рынков, 10-15%): рынок ближнемагистральных пассажирских самолетов (SSJ, МС-21, перспективные проекты); атомного энергетического оборудования; перспективные виды топлив (включая углеводородные топлива на базе угля); отдельные видов электронного оборудования; рынки космических услуг (позиционирование, ДЗЗ, запуски). Рынки вооружений и военной техники Как: приоритизация; концентрация ресурсов; формирование центров компетенций: от интеграции активов к интеграции продуктовых цепочек (авиапром: зависли на середине процесса, что резко снижает эффективность) Обеспечение воспроизводства заделов «дальней перспективы» (гражданская авиация – сверхзвук; военная – гиперзвук). Создание новых рынков продукции (пример – сверхтяжелые транспортные самолеты; возможная сфера в будущем – экранопланы). ЦМАКП 10 Прорыв на приоритетных технологических направлениях
11 ЦМАКП 11 Модернизация массовых производств 1.Сфера ответственности государства: -реализация проектов, направленных на закрытие «провалов рынка», связанных с временным фактором, рисками, распределенными внешними эффектами и т.п.; -реализация проектов в сфере госнужд (оборона, частично – образование и здравоохранение) 2. Сфера ответственности бизнеса: -реализация основных функций поддержки инновационного процесса; -постепенное наращивание степени участия в финансировании – от минимального на ранних стадиях развития технологий до максимально полного финансирования решения технико-внедренческих задач Форсайт: Поиск приоритетов и сфер взаимодействия (ЧГП) на базе форсайта. Институционализация форсайта Формирование «технологических коридоров», обеспечивающих преемственность приоритетов: инициативы – ВИП-проекты в фундаментальной науке (бюджет) – смешанное финансирование прикладных «мегапроектов», НИР и ОКР (ЧГП) – выпуск продукции Создание институтов поддержки малого инновационного бизнеса (прежде всего – посевного и предпосевного финансирования, обеспечения непрерывности поддержки и др.), обеспечивающих благоприятную среду для крупных бизнесов. ЦМАКП
12 ЦМАКП 12 Три стратегических задачи – три способа действий 1.Реализация прорывных проектов: -концентрация ресурсов на ограниченном числе приоритетов. -формирование центров компетенций, создание и поддержка корпораций-чемпионов, конкурентоспособных на глобальном рынке. 2. Создание условий для модернизации массовых производств: -системная поддержка инвестиционной и инновационной активности, прежде всего, среднего бизнеса и, одновременно – вывода на внешние рынки российской высокотехнологичной продукции; -формирование системы согласования технологических приоритетов (Форсайт, технологические платформы) и софинансирования развития технологий (ЧГП); -создание среды малых инновационных компаний. Обеспечение их доступа к техническим и кадровым ресурсам, сосредоточенным в научных центрах и образовательных учреждениях (центры коллективного доступа и др.). 3. Создание технологической базы нового поколения -создание сети, объединяющей крупные научные центры (нанотех: Курчатовский институт, Кольцово) и малые лаборатории, работающие в соответствующих сферах; -особое внимание – диффузии новых технологий в высоко- и среднетехнологичное производство. В любом случае, технологическая политика должна нацелена на обеспечение конкурентоспособности на внешних и внутренних открытых рынках. ЦМАКП