Сквозная автоматизация управления проектами НИОКР и взаимосвязь процессов планирования, учета и контроля Ловыгин Василий ведущий эксперт Центра информационных технологий и консалтинга «ПАРУС»
Место и роль планирования работ подразделений в процессе управления проектами НИОКР Проект – договор НИОКР (заказ) на разработку новой или модернизацию продукции, включающий следующие основные этапы: проектирование, технологическая подготовка производства, изготовление опытных образцов изделий или узлов изделий, испытание опытных образцов, доработка конструкторской и технологической документации. Управление проектами НИОКР - планирование и учет фактических затрат и трудоемкости проектов, контроль исполнения договоров с заказчиками, соисполнителями и поставщиками, планирование и контроль исполнения собственных работ, мониторинг проектов. Планирование работ проектов НИОКР – процесс планирования и учета трудоемкости работ и контроля сроков выполнения работ, выполняемых подразделениями, на основании графиков работ всех выполняемых предприятием проектов и с учетом штатной численности и графика работы подразделений.
Особенности планирования трудоемкости проектов ПроектНИОКР Этапы проекта До заключения договора Работы проекта Ресурсы проекта Трудоемкость и средняя зарплата Калькуляция (Структура цены) Прогноз по аналогам Плановая по работам Плановая по аналогам Плановая по нормативам Плановая по нормативам После заключения договора ДоговорНИОКР Этапы договора ПроектНИОКР Этапы проекта Работы проекта Ресурсы проекта Плановая трудоемкость работ Плановая трудоемкость этапа Предварительное планирование трудоемкости, в целях расчета трудоемкости и затрат, и формирования калькуляции цены этапов проектов Плановая трудоемкость этапа, согласованная с заказчиком Планирование трудоемкости работ, в целях оценки загрузки подразделений Плановая трудоемкость этапа по трудоемкости работ ????
Особенности учета трудоемкости проектов План/Факт трудоемкости по работам ДоговорНИОКР Этапы договора ПроектыНИОКР Этапы проектов Работы проекта Фактическая трудоемкость работ Фактическая трудоемкость работ этапа План/Факт трудоемкости по договору (заказу) Структура цены (План- Факт) Планы подразделений по трудоемкости Отчеты подразделений по трудоемкости Фактические затраты на оплату труда подразделений Фактические затраты Планы работ подразделений Отчеты подразделений Фактическая трудоемкость этапов проектов Фактическая трудоемкость по отчетности Подразделение/Заказ/Этап ???
Вопросы оперативного планирования и учета трудоемкости Оперативное (на период квартал/месяц) планирование трудоемкости подразделениям : 1) Распределение трудоемкости этапа заказа (через распределение фонда оплаты труда) между подразделениями; 2) Определение перечня и объема (трудоемкости) работ подразделениям; 3) Анализ соответствия п.1) и п.2) Учет фактической трудоемкости работ, выполненных подразделением, за отчетный период: 1) Формирование подразделениями отчетности о трудоемкости по заказам/этапам; 2) Формирование подразделениями отчетности о выполненных работах и трудоемкости работ; 3) Анализ соответствия п.1 и п.2); 4) Анализ отклонения факта от плана: по трудоемкости, по объему работ
Взаимосвязь процессов планирования, учета и контроля Проект НИОКР Этапы проекта Графики работ этапов Управление проектами Договор с заказчиком Управление договорами Графики платежей Штатные расписания подразделений Штатный состав - сотрудники Штатная структура предприятия Управление персоналом Управление производством Заказы производству План производства Маршрутные листы Бухгалтерский учет Фактические затраты на оплату труда Распределение ЗП на проекты Управление проектированием (PDM/PLM) Специ- фикации Наряды Планы и отчеты сотрудников Калькуляции цены Планы и отчеты подразделений Ресурсы работ этапов Планы и отчеты по себестоимости и трудоемкости Инициализация проекта: - Регистрация проекта - Определение сроков проекта - Оценка (прогноз) трудоемкости проекта - Определение этапов проекта - Определение сроков этапов - Оценка (прогноз) трудоемкости этапов Планирование работ этапов проектов: - формирование графика работ - определение трудоемкости работ Планирование ресурсов работ: - формирование перечня ресурсов - оценка затрат Управление работами проектов: - планирование работ подразделений - учет фактического исполнения работ - учет фактической трудоемкости - планирование работ сотрудникам - отчеты сотрудников
Взаимосвязь процессов планирования, учета и контроля Проект НИОКР Этапы проекта Графики работ этапов Управление проектами Договор с заказчиком Управление договорами Графики платежей Штатные расписания подразделений Штатный состав - сотрудники Штатная структура предприятия Управление персоналом Управление производством Заказы производству План производства Маршрутные листы Бухгалтерский учет Фактические затраты на оплату труда Распределение ЗП на проекты Управление проектированием (PDM/PLM) Специ- фикации Наряды Планы и отчеты сотрудников Калькуляции цены Планы и отчеты подразделений Ресурсы работ этапов Планы и отчеты по себестоимости и трудоемкости Взаимосвязь проекта и договора НИОКР: Проект – Договор с заказчиком; Этапы проекта – этапы договора Структура цены этапа договора – Калькуляция цены этапа проекта Графики платежей этапов договора – График финансирования этапа проекта Взаимодействие с управлением персоналом: - анализ обеспеченности ФОТ - анализ плановой и фактической загрузки подразделений Взаимодействие с Бухучетом: - сбор фактических затрат
Взаимосвязь процессов планирования, учета и контроля Проект НИОКР Этапы проекта Графики работ этапов Управление проектами Договор с заказчиком Управление договорами Графики платежей Штатные расписания подразделений Штатный состав - сотрудники Штатная структура предприятия Управление персоналом Управление производством Заказы производству План производства Маршрутные листы Бухгалтерский учет Фактические затраты на оплату труда Распределение ЗП на проекты Управление проектированием (PDM/PLM) Специ- фикации Наряды Планы и отчеты сотрудников Калькуляции цены Планы и отчеты подразделений Ресурсы работ этапов Планы и отчеты по себестоимости и трудоемкости Взаимосвязь с PDM/PLM: Проект – Продукт (Проект) Этап – Потоки работ (Этапы) Работы – Работы (Задания)
Мониторинг проектов
Комплексная система управленияВыводы Сквозная автоматизация управления работами проектов НИОКР на базе программного продукта «ПАРУС-Предприятие 8» позволяет: Предоставить руководителям предприятия инструмент мониторинга портфеля проектов Обеспечить руководителей (главных конструкторов) проектов оперативной информацией о выполнении работ проектов Сформировать единую централизованную базу проектов Сформировать базу данных о фактической трудоемкости работ проектов Автоматизировать: ведение графиков работ этапов проектов формирование годовых/квартальных/месячных планов работ подразделений планирование работ сотрудникам подразделений формирование сотрудниками и согласование отчетов о выполненных работах формирование и согласование отчетов подразделений о выполненном объеме работ