Как оценить качество веб-ресурса? г.Усть-Каменогорск 2006 год Б.Шагиева,
Особенности Интернет, как ресурса Сотни миллионов веб-ресурсов Разместить информацию в Сети может каждый человек Ежесекундно появляются новые и видоизменяются уже существующие веб- ресурсы Повышенный риск некачественной, а то и «неверной» информации
Средства, позволяющие получить качественные веб-ресурсы Информационные шлюзы (каталоги) Тематические порталы по отраслям знания (образовательный, медицинский, юридический) Электронные базы данных авторитетных организаций и информационных центров, библиотек
Информационные шлюзы. Сильные стороны Основаны на данных, созданных человеком – профессиональным экспертом в своей области. Представляют собой информацию об информации (похоже на традиционные библиотечные каталоги). Информации меньше, но она качественная Можно не только просматривать, но и производить поиск по ключевым словам Можно сразу подключиться к найденному веб- ресурсу
Информационные шлюзы. Слабые стороны Небольшой охват тем (из-за трудоемкости для эксперта процесса отбора информации) Соответственно, более низкий по количеству результат поиска (чем в автоматизированном поиске) Растущая популярность поисковых роботов (автоматизированных систем) Не на все вопросы можно найти ответы. (Быть готовым ничего не найти)
Думать как детектив Чтобы определить качество веб-ресурса, надо: Искать улики 2. Определять мотивы авторов размещенных веб- ресурсов 2. Иметь достаточные основания для определения качества информации 3. Задавать вопросы: какие типы веб-ресурсов мы хотим иметь? кто получит пользу от использования этих ресурсов? какие ресурсы будут полезны библиотеке?
Самые первые (внешние) признаки качества веб-сайта Соответствие названия веб-сайта его содержанию; Значок © с указанием текущего года (означает авторское право и ответственность владельца сайта за размещенную информацию) Наличие рубрики о владельце веб-сайта с необходимой информацией (к примеру: «О нас», «О проекте» и др.); Наличие контактной информации: почтовый адрес, телефоны, факс, электронный адрес и др.
Самые первые (внешние) признаки качества (продолжение) Структурная «прозрачность» сайта; Верность работы указанных ссылок; Организация обратной связи с пользователями; Выдержанность цветового, графического и иного оформления сайта; Единообразие оформления всех страниц сайта.
Ключевые показатели качества веб-сайта Глубина содержания. Определяется объемом имеющейся информации, степенью ее детализации и ценностью информации. Логичность и простота в навигации. Позволяют посетителю легко ориентироваться на сайте. Обеспечена возможность быстро перемещаться из раздела в раздел сайта, получить справку. Оформление титульной страницы, которая представляет общий перечень разделов и иерархию сайта.
Ключевые показатели качества веб-сайта (продолжение) Стабильность информационного наполнения - постоянство размещенной информации (интересующие сведения будут найдены при любых технических и структурных реорганизациях. Один из признаков – наличие архива документов) Аргументированность, убедительность размещенных данных (наличие ссылок, статистические данные, факты, анализ и пр.) Актуальность состояния сайта - оперативность и регулярность обновления данных.
Ключевые показатели качества веб-сайта (продолжение) Авторство размещенных материалов (наличие Ф.И.О. автора публикации, названия организации или ссылка на страничку о данном авторе) Доступность веб-страниц: - хорошая «читабельность» текста: ясное начертание, достаточный размер шрифта, легкость восприятия предложений, отсутствие грамматических ошибок, логичность изложения и т.д. - присутствующие иллюстративные материалы, аудио- и видеофрагменты не задерживают скорость загрузки информации.
Ключевые показатели качества веб-сайта (продолжение) Внешнее оформление сайта: - единство дизайна для всех разделов сайта - дизайн работает на содержание сайта и помогает пользователю легко ориентироваться - выделяет меню, разделы и ссылки, привлекает внимание на «горячие» материалы и пр. Используемые спецэффекты оправданы и не утомляют пользователя
Будем помнить! Отобранные ресурсы требуют постоянного отслеживания, так как меняются адреса, сайты могут закрыть на реконструкцию, возможны «мертвые сайты»