Речь ребенка Трачева Татьяна Александровна, учитель-логопед, дет.сад «Егорка»
Логопедия – наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания. Причины патологии детской речи: 1.Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода.(грубые дефекты речи в период от 4 нед. до 4 мес., токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания, травмы). 2. Родовая травма и асфиксия во время родов (внутричерепное кровоизлияние). 3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка. 4. Трамвы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга. 5. Наследственные факторы. 6. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности.
Речевые нарушения чаще возникают у лиц мужского пола: 1. Установлено различие развития правой и левой (речевой) гемисфер (полушарий) в зависимости от пола. Левое полушарие осуществляет речевую функцию, а правое - зрительно-пространственный гнозис. У девочек быстрее развивается левое полушарие, чем и обусловлены ранние сроки речевого развития. 2. У девочек раньше формируется более выраженное межполушарное взаимодействие, что способствует лучшей компенсации у них мозговых повреждений. 3. Причиной могут быть интеллектуальные и речевые расстройства, связанные со специфическими изменениями в структуре Х- хромосомы
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, т.е. движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Этот факт должен использоваться в работе с детьми, имеющими нарушения.Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Начинать в 6-7 месяцев массаж кисти рук и каждого пальчика ( 2 – 3 мин.) Народные игры: «Ладушки», «Сорока-белобока» «Коза рогатая» и др. Выполнение фигурок из пальцев Расскажи стихи руками Мозаики, пазлы, конструкторы Работа с палочками, природным материалом.
Артикуляционная гимнастика Это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. При проведении артикуляционной гимнастики учитывают особенности возрастной моторики и индивидуальные особенности ребенка Упражнения для языка. Упражнения для губ и щек. Мимические упражнения. Упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти. Гимнастика жевательно-артикуляторных мышц.
Дыхательная гимнастика Детей с нарушениями речи нужно обязательно научить правильному дыханию, т.к. дыхание является энергетической основой нашей речи. Некоторые согласные звуки требуют энергетического сильного выдоха. ИГРЫ: Упражнения с вовлечением в работу диафрагмы: «хомячок» - пошмыгать носом (рот закрыт) «собаке жарко» - часто подышать с высунутым языком Удлиннить выдох: подуть на ватку, полоски бумаги, на лодочку с парусом и т.д. Упражнение «змейка», «веревочка» и др.
Занятия с детьми логопедической группы Фронтальные – проводятся группой 6 -8 чел.; 2 раза в неделю; продолжительность 25 – 30 мин. Работаем: над фонетикой, лексикой, грамматикой; заучиваем стихи, потешки и т.д. обучаем рассказыванию и пересказу (по тексту, картине, серии картин и др.) Подгрупповые – проводятся с детьми, имеющие сходные речевые нарушения; 1 – 2 раза в неделю; мин. Индивидуальные - проводятся 2 – 4 раза в неделю; продолжительность 15 – 20 мин. Логоритмика - проводится группой 6 – 8 чел.; 1 раз в неделю; продолжительность мин.
Индивидуальные занятия Обязательно проводятся перед зеркалом Входят: пальчиковая гимнастика артикуляционная гимнастика упражнения на развитие дыхания упражнения на развитие слухового восприятия и ритма массаж рук, лица, языка постановка звука дифференсация звука закрепление поставленного звука: в слогах (прямых и обратных): в словах ( простых и сложных); во фразах и предложениях: в повседневной речи.
Индивидуальная тетрадь - есть у каждого ребенка В тетради отражается конкретная работа и успехи ребенка По этой тетради родители должны обязательно работать и дома! Только совместные усилия сотрудников детского сада и родителей дают положительные результаты!
Наши дети – это наше будущее! Спасибо за внимание!