Мингалева Светлана Владимировна учитель начальных классов МОУ «НОШ 23» Ухтинский район, пгт Ярега 2011 год
Расположена на северо-востоке Восточно-Европейской равнины. На крайнем севере Республики проходит Северный полярный круг. Территория сравнима по величине со многими европейскими государствами ее площадь 416,8 тысячи квадратных километров.
Республика Коми Государственные языки республики русский и коми; коми составляют 28% населения. На территории республики живут представители около 70 национальностей, самая многочисленная из них русские.
Непосредственные предки коми этно-территориальныегруппы (племена) пермивычегодской сформировались в вв. на основе местных охотничье- рыболовецких племён в результате активного взаимодействия с пермскими (древнекоми) переселенческими группами с территории верхнего Прикамья. В формировании коми приняли участие многие соседние народы (вепсы, древние марийцы, предки обских угров, восточные славяне и др.).
Культура перми вычегодской представляла собой результат взаимодействия и слияния различных культур. Археологические памятники перми вычегодской известны по средней и нижней Вычегде, в бассейнах рек Вымь, Вашка, Луза. Этноним «пермь» впервые упоминается в вводной части наиболее раннего из дошедших до нас древне-русских летописных сводов - «Повести временных лет» (начало 12 в.). Этимологизируется из прибалтийско-финского термина pera-maa («задняя земля», Заволочье) После присоединения Великого Новгорода к Москве (1478 г.) земли перми вычегодской вошли в состав Русского государства, была произведена перепись вычегодско-вымских земель (1481 г.) и назначены «государевы дани» (1485 г.) В вв. происходило изменение границ расселения коми. Заселяются верховья рек Мезени и Вычегды, коми появляются в бассейне реки Ижма, на верхней и нижней Печоре. Происходит сложение большинства основных этнографических групп коми (вымичей, сысольцев, прилузцев, удорцев).
2 октября 1780 года для вновь образованного уездного города Вологодской губернии - Усть-Сысольска был утвержден герб. Сыктывкар – столица РК Герб Усть-Сысольска имел следующее описание: "В верхней части щита герб – Вологодский - на красном фоне выходящая из облака рука держит золотую державу и меч, в нижней медведь, лежащий в берлоге. В знак того, что такого рода зверей в окрестностях сего города находится довольно". "В верхней части щита герб – Вологодский - на красном фоне выходящая из облака рука держит золотую державу и меч, в нижней медведь, лежащий в берлоге. В знак того, что такого рода зверей в окрестностях сего города находится довольно". Сыктывкар – «город на Сысоле» (Сыктыв – Сысола, кар – город)
18 мая 1978 года сессией Сыктывкарского городского совета утвержден новый герб. На щите герба - две соединяющихся серебристые реки - Сысола и Вычегда, на месте слияния которых расположен город, условное изображение которых сделано в стиле коми национального орнамента. На месте "слияния" этих рек помещен серебряный в традиционной геральдике щиток, на котором элемент герба Усть-Сысольска -медведь, но уже вышедший из берлоги, как олицетворение разбуженного и преображенного края. В верхней части герба на красном поле стилизованный контур циркулярной пилы, внутри которого изображена ель - символ лесной идеревообрабатывающей промышленности. Эти же деревья и в верхней части герба на светло-синем фоне, символизируют лесные богатства края. Цвета синий и красный символизируют флаг РСФСР,серебряный цвет изображений ассоциируется с белизной северной зимы. На месте "слияния" этих рек помещен серебряный в традиционной геральдике щиток, на котором элемент герба Усть-Сысольска -медведь, но уже вышедший из берлоги, как олицетворение разбуженного и преображенного края. В верхней части герба на красном поле стилизованный контур циркулярной пилы, внутри которого изображена ель - символ лесной идеревообрабатывающей промышленности. Эти же деревья и в верхней части герба на светло-синем фоне, символизируют лесные богатства края. Цвета синий и красный символизируют флаг РСФСР,серебряный цвет изображений ассоциируется с белизной северной зимы.
Современный герб был утвержден 29 октября 1993 года Герб выполнен в традициях пермского звериного стиля. Медведь золотого цвета - это талисман, хранитель традиций города, оберегающий ростки новой жизни их символизирует елочка. В верхней части находится элемент национального орнамента - Шондибан солнце. Диагональные полосы цветов государственного флага - слияние рек Вычегды и Сысолы, также ассоциируются с северным сиянием. Серебристый фон - символ снежной чистоты. Автор герба - А.И. Неверов, известный в республике скульптор, автор многих памятников в Сыктывкаре.
Государственный гимн Республики Коми Герб Республики Коми. Флаг Республики Коми.
Герб Республики Коми Принят 6 июня 1994 года. По закону "Государственный герб Республики Коми представляет собой исполненное по мотивам пермского звериного стиля изображение золотой хищной птицы, помещенной на красном геральдическом щите; на груди птицы - лик женщины в обрамлении шести лосиных голов". В гербе отражены история формирования народа коми и смысл как символа государства 153
Флаг Республики Коми Принят 6 июня 1994 года. 6 июня1994 года6 июня1994 года Флаг Республики Коми представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трёх полос синего, зелёного и белого цветов шириной в одну треть ширины флага каждая. Флаг Республики Коми представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трёх полос синего, зелёного и белого цветов шириной в одну треть ширины флага каждая.Флаг прямоугольноесинегозелёногобелого цветовФлаг прямоугольноесинегозелёногобелого цветов Отношение ширины флага к его длине - 2:3. Синяя полоса - символ чистого неба, простора мысли, чувств, суверенитета республики, мира. Зеленый цвет - признак обширной тайги, которая занимает примерно 70 процентов территории республики. Он символизирует омоложение общества. В геральдике зеленый означает изобилие, плодородие, жизнь, радость, свободу. Белая полоса олицетворяет снег, север. Белый связывается с нравственной чистотой, открытостью, благородством, он - один из любимых цветов коми.
Является символом демократического правового государства, сохранения традиций национальной культуры, единства ее многонационального народа. Мелодия гимна создана на основе песни Виктора Савина «Варыш поз» (Соколиное гнездо) в обработке М. Герцмана. Государственный гимн Республики Коми (слова В.Савина в редакции В.Тимина на коми языке, в редакции А.Шергиной, А.Суворова на русском языке) Ылын-ылын Войвылын Север, наш родимый край, Джуджыд парма сулалö. Глубоки твои снега, Парма шöрын варыш поз Холодны твои ветра, Кыпыд горöн шыалö. Высока твоя тайга! Лэбзьöй, повтöм варышъяс, Нас несут через века Вына бордъяс шеныштлöй, Соколиные крыла. Веськыд туйöд нуöдöй, Коми край, твоя судьба Коми мусö югдöдöй! Благодатна и светла! Ылын-ылын Войвылын Север, наш родимый край, Джуджыд парма сулалö. Глубоки твои снега, Парма шöрын варыш поз Холодны твои ветра, Кыпыд горöн шыалö. Высока твоя тайга! Лэбзьöй, повтöм варышъяс, Нас несут через века Вына бордъяс шеныштлöй, Соколиные крыла. Веськыд туйöд нуöдöй, Коми край, твоя судьба Коми мусö югдöдöй! Благодатна и светла! Гимн Республики Коми
Сыктывкар;Воркута;Вуктыл;Инта;Печора;Сосногорск;Усинск;Ухта;Микунь;Емва. В Республике Коми 10 городов:
Герб Ухты был принят 20 сентября 1979 года. За основу герба города Ухты взят щит. По вертикали щит разбит на 2 сектора. Верхний (меньший сектор) окрашен в голубой цвет, нижний – в красный. На нижнем поле щита стилизованное изображение ели (контур зеленого цвета, поле – белого) – символ лесной и лесоперерабатывающей промышленности. Щит заключен в рамку золотистого цвета. Внутри поля ели символическое изображение буровой вышки черного цвета с голубой плашкой – символ нефтегазовой промышленности и геологии. В верхнем поле щита надпись «Ухта» белого цвета. В средней части вышки дата преобразования рабочего поселка Ухта в город Ухту – 1943 год (серого цвета). На фоне нижней части вышки символическое изображение раскрытой книги белого и голубого цветов с черным контуром – символ науки, культуры и народного образования – и мастерка черного цвета. Герб Ухты
Русская изба
Деревенская изба. Республика Коми.
Наверное, одним из первых украшений избы на Севере был придуман конек, который вырезался из корневища дерева. Каждый делал их по своему усмотрению и умению.
Из женских промыслов наиболее развиты были узорное тканьё и вязание
Одежда коми
Фольклор коми даёт представление об основных этических и моральных нормах народа, играет важную роль в воспитании детей и их социализации. Семейные и календарные обряды коми близки к северо-русской. В похоронно- поминальной обрядности находят отражение древние представления о множественности душ и рудименты развитого в прошлом культа предков. Наряду с христианскими отмечались такие традиционные календарные праздники, как проводы льда, чарла рок (праздник урожая, буквльно, каша серпа), отправка на промысловую охоту и др. Сохранялись дохристианские верования в леших (ворса), духов- хозяев, колдовство, гадания, заговоры, порчу (шева); существовали культы деревьев, промысловых животных, огня и др.
Сказки коми народа Сказка о трех горшках Автор: Записана В.П.Налимовым Жила - была пара. Муж умер. Жена сделала три горшка и положила сушить на печь. Один горшок стал говорить по-человечески: "Мама, я пойду зарабатывать". Мать отвечает? "Куда ты пойдёшь, тебя ударят да и разобьешься". Но горшок не послушался и пошел. Он спустился на берег ручья. Там полоскала одежду богатая, красивая девушка. Она стала искать место, куда положить одежду. Смотрит: везде грязь. Увидала она горшок и думает: вот в этот горшок положу, меньше загрязнится. Туда она и положила. А наш горшок начал сжиматься, да совсем закрылся, да домой и покатился. Пришел и говорит матери: "Мама, мама, выйди, я тебе заработок принес". Мама вышла да удивляется, так много одежды горшок принес. Занесла она одежду, второй горшок стал проситься: Мама сейчас я пойду зарабатывать" Мать опять стала отговаривать его. Он не послушался, пошёл на заработки, покатился в лес. Там два разбойника деньги делят, смотрят, да нечем мерить, Увидали они горшок, да туда сложили золотые деньги. Горшок сжимался, сжимался и покатился домой. Разбойники испугались, да не посмели поймать. Горшок покатился и пришёл домой: "Мама, выйди, я тебе заработок принёс". Мать вышла да испугалась, увидав, сколько денег принёс ей горшок. На завтра третий горшок стал проситься. Мать снова не пускает. Горшок не послушался, пошёл. Горшок пошёл в рощу. Там мужик охотился, да очень сильно устал, а присесть негде - кругом сыро. Увидел он горшок, да на него и сел. Горшок прижимал-прижимал его одежду, да совсем прижал. Да домой покатился. "Мама, мама, выйди, я тебе мужика принес". Мать вышла, мужика завела в дом и стали жить поживать. Денег много, одежды много. А в горшках варили и парили кашу и сусло.
Мышь и сорока Жили-были сестрица-мышка и сестрица-сорока. Однажды собралась мышка на работу и говорит сороке: - Я, сестрица-сорока, за сеном схожу, а ты пока приберись в доме да поставь варить суп. Ушла мышка, а сорока стала прибираться и варить суп. Варила, варила суп-то, да и свалилась в горшок вниз головой. Пришла мышь домой, стучится: - Сестрица-сорока, открой! Долго стучалась, но никто не откликнулся. Юркнула она в норку, зашла в сарай, сметала сено и опять побежала в избу. Только нет как нет там сестрицы-сороки. Достала тогда мышка суп из печки, чтобы поесть, тут и увидела в горшке сестрицу-сороку. Что поделаешь, съела она сорочье мясо, а грудную кость-лодочку утащила на речку, села в нее и запела: Мышь плывет-качается: Лодка у нее - сорочья грудина, Весло - бобровый хвост,Шест - выдрин хвост,Парус-соболий хвост. Под крутым бережком подгребет, Под песчаным бережком - подтолкнет. Идет навстречу заяц, говорит: - Сестрица-мышка, возьми меня в лодку. - Не возьму, лодка у меня маленькая. - Ну хоть одну лапку поставлю, на одной постою... - Ну что с тобой делать, садись. Поплыли они дальше вдвоем, мышка опять запела: Мышь плывет-качается: Лодка у нее - сорочья грудина,Весло - бобровый хвост,Шест - выдрин хвост, Парус - соболий хвост. Под крутым бережком подгребет, Под песчаным бережком - подтолкнет. Повстречалась им лиса, говорит: - Сестрица-мышка, возьми меня в лодку. - Не возьму, лодка у меня маленькая. - Ну хоть одну лапу поставлю, на одной постою... - Ну что с тобой делать, садись. Плывут они втроем, мышка опять поет свою песенку: Мышь плывет-качается: Лодка у нее - сорочья грудина,Весло-бобровый хвост,Шест - выдрин хвост,Парус - соболий хвост. Под крутым бережком подгребет,Под песчаным бережком - подтолкнет. Повстречался им медведь, говорит: - Сестрица-мышка, возьми меня в лодку. - Не возьму, лодка у меня маленькая. - Ну хоть одну ногу поставлю, на одной постою. - Нет, ты много места займешь, лодку опрокинешь. - Тогда я сяду, чтоб она не перевернулась. Сел медведь в лодку-то и утопил всех!
Юрка жил некогда вблизи от села Маджа. Он обладал необыкновенной силой: вырывал с корнем столетние сосны и играл ими, как щепками. Сначала он мирно охотился в своих промысловых угодьях, но потом повадился грабить скот у своих соседей. Он хватал на пастбище корову или быка, взваливал на плечо и тащил к себе домой. Целого быка он съедал за один день. По другим вариантам предания, Юрка похищал коров и овец, или же предпочитал одних овец. Похищенное мясо он переносил в огромном мешке или пестере, а на вопросы встречных, что там, отвечал, что он несет домой грибы. Юрка пашет Юрка похищает корову Юрка
Отчаявшиеся от постоянной пропажи скота жители Маджи обратились за помощью к крестному отцу Юрки, их односельчанину. По совету крестного был произведен общественный сбор солода и муки и сварено крепкое пиво (сур). Крестный пригласил Юрку, к себе в гости и напоил допьяна. Тогда со всех сторон сбежались с веревками маджинцы, связали Юрка, погрузили в лодку, вывезли на средину озера и утопили. Из других вариантов предания следует, что Юрка обладал определенной властью над водной стихией, и поэтому, чтобы его утопить, потребовалось привязать Юрки к шее огромный камень. И даже после этого он смог еще высунуть из воды руку и погрозить кулаком. В вариантах, вместо камня были использованы два мельничных жернова.
После того, как Юрка утонул, все жители Маджи, как непосредственно участвовавшие в экзекуции, так и зрители, сварили котел каши и каждый съел по ложке, разделив этим грех за убийство на всех поровну. После этого у маджинцев появилось прозвища "кашееды", "горшок каши" или "холодную кашу едящие", поскольку по одной из версий предания некоторые жители Маджи, не участвовавшие в казни, есть кашу не пришли, их приводили потом силой, когда каша уже остыла. Озеро, в котором утопили Юрку, получило его имя.