Разработка и пилотное внедрение административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг С.П.Шевчуков, главный специалист Департамента государственного регулирования в экономике Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
2 Исходная предпосылка Разработка и внедрение административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг Ключевой элемент административной реформы =
3 Нормативно-правовая и методическая база Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. 679 «О Порядке разработки и утверждения административных регламентов…» Методические рекомендации по разработке административных регламентов…
4 Формальное определение это нормативный правовой акт, определяющий сроки и последовательность действий и/или принятия решений федерального органа исполнительной власти, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение документированной информации Административный регламент предоставления государственной услуги исполнения государственной функции – связан с непосредственным обращением гражданина (организации) Пример: выдача справки НЕ связан с непосредственным обращением гражданина (организации) Пример: проверка – –
5 Содержание Оптимизация процесса исполнения функции (предоставления услуги) X X Внедрение стандарта взаимодействия (обслуживания)
6 Порядок разработки и утверждения Проведение независимой экспертизы (н/э) ФОИВ – разработка и опубликование на официальном сайте проекта административного регламента Рассмотрение Министерством (для федеральных служб и федеральных агентств) Согласование с Минэкономразвития России (для приоритетных административных регламентов) Рассмотрение на рабочей группе Кузьминова Я.И. Одобрение Правительственной комиссией по проведению административной реформы Утверждение и регистрация в Минюсте России Проект административного регламента + заключение н/э
7 Независимая экспертиза Общественные и саморегулируемые организации: Общественная Палата РФ Торгово-промышленная палата РФ РСПП (работодателей) ОПОРА России и другие Федеральный орган исполнительной власти Экспертное заключение По запросу федерального органа исполнительной власти в общественные и/или саморегулируемые организации Экспертное заключение Запрос Структура заключения независимой экспертизы: Общие сведения Недостатки сложившейся практики исполнения функции / предоставления услуги Степень улучшения после принятия регламента Выводы: «утвердить» / «направить на доработку»
8 Согласование с Минэкономразвития России Минэкономразвития России – согласовывает проект административного регламента на предмет: соответствия положениям Порядка и Методическим рекомендациям возможности установления персональной ответственности должностных лиц за соблюдение требований административных регламентов – оценивает: полноту разделов и перечня организаций, участвующих в исполнении государственной функции (предоставлении услуги) оптимальность административных процедур удобство и комфорт мест предоставления государственной услуги возможность внедрения (для приоритетных регламентов) и др.
9 Мониторинг применения административных регламентов Предмет мониторинга: – соответствие требования качества и доступности государственной услуги – выполнение требований к эффективности административных процедур – федеральный орган исполнительной власти, ответственный за исполнение функции (предоставление услуги) – федеральный орган, утвердивший административный регламент – Минэкономразвития России – общественные и саморегулируемые организации Кто проводит мониторинг: Результаты мониторинга: – направляются в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти – размещаются на официальном сайте федерального органа исполнительной власти
10 Пример разработки административного регламента Административный регламент предоставления ФМС России государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданам Российской Федерации Процедурные улучшения: выдача и замена по месту жительства, месту пребывания или фактического проживания гражданина; более удобный график работы (в будни до 20.00, по субботам) и др. Стандарт обслуживания: устанавливается время ожидания в очереди (20-30 мин.), приема документов (10-15 мин.); оборудование помещений системами звукового информирования, электронной очереди и справочно-правовой системой; комфортабельность помещений (гардероб, туалет, кондиционер); предоставление справок и консультаций по телефону, электронной почте, посредством автоинформатора; размещение полной информации на Интернет-сайте и др.
11 Оценка затрат на внедрение административного регламента Административный регламент предоставления ФМС России государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданам Российской Федерации На внедрение регламента в 3,5 тыс. паспортных столов всего потребуется (средняя оценка): 7000 дополнительных сотрудников; 1,5 млрд. рублей Источники финансирования: ежегодно выдается/заменяется 10 миллионов паспортов с взиманием пошлины 100/150 руб.; при увеличении пошлины до 200/300 руб. дополнительные поступления полностью покрывают расходы на внедрение регламентов