Стратегия полушарий или межполушарная асимметрия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обучение детей с учетом психофизиологии. Специализация полушарий человеческого мозга Функции правого полушария Функции правого полушария Функции правого.
Advertisements

словесно-логический характер познавательных процессов склонность к абстрагированию и обобщению доминирование левого полушария (левополушарные) конкретно-образное.
ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ АКТИВНОМУ ПРОДУКТИВНОМУ ЧТЕНИЮ.
Восприятие Восприятие – отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие – отражение.
МЕТОД ВИЗУАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ.
МОУ «Верхнеусинская СОШ» администрации Ермаковского района администрации Ермаковского района Исследовательская работа Исследовательская работа Тема: «Функциональная.
Создание условий для успешной учебной деятельности учащихся с учетом типа функциональной асимметрии полушарий головного мозга Степанова Елена Александровна.
Организация учебного процесса на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС ООО с учетом психофизиологических особенностей учащихся Модель мира ребенка.
КОПИРАЙТИНГ ДОСТУЧАТЬСЯ ДО ДУШИ Подготовлено Лысовой Е.Г. Ноябрь 2013 год.
Готовность детей к обучению в школе. ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ: когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического,
Дифференцированное обучение детей с различной организацией мозга Пр. психолог : Левенцова К. А.
Готовность детей к обучению в школе «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему.
Ведущее полушарие мозга Особенности пути развития пути развития.
Автор: Шкунова А.А ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ 2 ГЛОТКА 3 ЯЗЫК 11 БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ 12 УКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПАЛЕЦ 13 СРЕДНИЙ ПАЛЕЦ 14 БЕЗЫМЯННЫЙ ПАЛЕЦ 15 МИЗИНЕЦ 16 ЛАДОНЬ.
Тренинировка мозга Психический процесс Восприятие Преподаватель психологии Винокурова М. А.
Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность обучения Выполнила: Дмитриева И.Г., учитель МБОУ СОШ 13 г.Владивостока.
«Использование современных технологий на уроках истории»
Методика обучения детей на основе учета их индивидуальных особенностей Заместитель директора по УВР МОУ СОШ 3 Коробейникова Е.А.
Взаимосвязь асимметрии полушарий головного мозга с развитием творческих способностей у учащихся Выполнила: Ищенко Екатерина Александровна 10 1 класс МОУ.
ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ И РАБОТА С НИМИ Учитель математики и информатики Луцай Анна Ивановна I квалификационная категория.
Транксрипт:

Стратегия полушарий или межполушарная асимметрия

Человек Индивид Индивидуальность Субъект Личность Универсум

Основные понятия Индивид – человек как представитель рода, имеющий природные свойства (телесное бытие). Субъект – человек как носитель предметно- практической деятельности (распорядитель душевных сил). Личность – человек как представитель общества (свободно и ответственно определяет свою позицию среди других). Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности. Универсум – высшая ступень духовного развития человека.

Межполушарная функциональная асимметрия головного мозга История изучения проблемы межполушарной асимметрии составляет более 130 лет. Первые факты, свидетельствующие о функциональной асимметрии полушарий, были получены в конце XIX века. В 1836 г. французский врач М.Дакс высказал предположение о ведущей роли левого полушария в регуляции речи человека. Мозг работает как парный орган, т.е. при осуществлении любой функции задействованы оба полушария головного мозга. Учет индивидуальных особенностей межполушарной асимметрии может быть использован при выборе эффективных методов и приемов обучения.

Основоположники отечественной нейропсихологии Лурия Александр Poмaнович ( ) Бехтерев Владимир Михайлович ( ) - русский невропатолог, психиатр, физиолог, психолог.

Основные понятия Латерализация функций головного мозга - нейрофизиологический процесс перераспределения психических функций между левым и правым полушариями головного мозга, происходящий в онтогенезе. Латерализация функций головного мозга приводит к межполушарной асимметрии психических функций. Функциональная асимметрия полушарий - неравнозначность функций правого и левого полушарий головного мозга. Правое полушарие воспринимает действительность целиком, левое полушарие обрабатывает информацию последовательно. Доминирование полушарий головного мозга - относительное преобладание функциональной активности одного из полушарий в их совместной деятельности.

Моторные пути, связывающие руки и мозг, почти полностью перекрещиваются. Движения рук регулируются преимущественно (противоположным) полушарием левая рука правая рук

Морфологические основы асимметрии мозга Изучение различий в размерах полушарий показало, что в 57% случаев масса левого полушария на 5-14 гр. больше правого. В остальных случаях полушария были одинакового веса. Если основные борозды и извилины обоих полушарий в целом сходны, то число и направленность мелких борозд и извилин в височной и лобной долях демонстрируют асимметрию, индивидуально выраженную по- разному.

Асимметрия в восприятии Нормальное изображение Изображение из правых половинок Изображение из левых половинок

Функциональная асимметрия мозга Правое полушарие, как правило, отвечает за левую половину нашего тела. И наоборот. Тот факт, что человек - левша, свидетельствует о том, что правая половина мозга работает у него более активно. Впрочем, левши и правши отличаются друг от друга не только физически, но и психологически. Результаты тестов показывают - за умение считать, говорить и логически мыслить отвечает левое полушарие. Правая же половина мозга формирует образное мышление, музыкальность, чувство ориентировки в пространстве и времени. От того, какое полушарие доминирует, зависит и личность человека.

Основные функции полушарий (по Бианки В.Л., Филипповой И.Б., 1993) Левое полушарие Абстрактное логическое мышление; Анализ времени; Вербальное (регуляция речи); Контроль произвольных движений; Последовательная обработка сигналов. Правое полушарие Образное конкретное мышление; Анализ пространственных признаков; Невербальное; Предвидение движений; Параллельная обработка сигналов.

Особенность восприятия информации

Особенности восприятия информации По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.

Особенности восприятия информации

Функциональная специализация полушарий головного мозга ПоказательЛевое полушариеПравое полушарие Сроки созревания в онтогенезе позжераньше Описание зрительных образов при восприятии Лаконичное Аналитическое Абстрактное Последовательное Избыточно-подробное Целостное Конкретное Одновременное Эмоции ПоложительныеОтрицательные Память Логическая Вербальная Осознаваемая Образная Невербальная Подсознательная

Функциональная специализация полушарий головного мозга ПоказательЛевое полушариеПравое полушарие Лучше распознают стимулы Вербальные Знакомые Легко различимые Сходные Холодные цвета Невербальные Незнакомые Трудно различимые Различные Теплые цвета Лучше выполняют задачи Вербальная кодировка инфо - ции Счет Конструирование Оценка настоящего, будущего времени Зрительно- пространств. анализ Образное представление Оценка настоящего, прошлого времени

Функциональная специализация полушарий головного мозга ПоказательЛевое полушариеПравое полушарие Творчество Музыка ритмичная Живопись абстрактная Научный анализ Музыка мелодичная Живопись «пейзажная» Научный инсайд Речь лучше воспринимается Источник речи; Логичное создание речи; Глаголы, прилагательные, числительные, деепричастия и местоимения; Сложные конструкции; Стихи (ритм, размер) Модуляция, интонация; Певческая речь; Существительные; Простые грамматические конструкции; Стих (мелодику, рифму)

Функциональная специализация полушарий головного мозга ПоказательЛевое полушариеПравое полушарие Лучше воспроизводит компоненты речи Письмо, чтение; Артикуляцию и ее связь с жестами, мимикой, позой Разборчивость речи; Фонация, Эмоциональная окрашенность речи

Фигура и фон (специфика восприятия информации «Я использую маскировку для того, чтобы замедлить ход повествования в рисунке»Бев Дулиттл (Bev Doolittle) прославилась своим удивительным «камуфляжным» искусством.

Индивидуальные особенности учащихся Предметные области Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Математика Синтез Задание на время Работа в группе Формулировка теорем Оперирование пространственными связями Задание в картинках Геометрия (пространственное мышление) Схемы, таблицы, карточки. Анализ Вневременные задания Работа в одиночку Доказательство теорем Оперирование знаками на плоскости Задания в символах Алгебра (логическое последовательное мышление на плоскости) Многократное повторение

Скороговорки Пришел Прокоп, кипел укроп. Ушел Прокоп, кипел укроп. Как с Прокопом кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Индивидуальные особенности учащихся Предметные области Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Естественные науки Мозговые штурмы Просмотр фильма Предсказание результатов Творческие задания Выявление сходств Сопоставление фактов Выделение сути Выделение важнейших моментов Использование речевых и музыкальных ритмов Экскурсии, походы, путешествия Аналитическая работа Лингафонная система Анализ результатов Логические задания Выявление различий Выделение деталей Создание категорий Обобщение Многократное повторение Алгоритмы

Индивидуальные особенности учащихся Предметные области Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Словесность Сочинения Составление слов и предложений из частей Чтение-пересказ Чтение по ролям Задания на правописание Нахождение взаимосвязи Беглость устной и письменной речи Нахождение отрывков в тексте Экскурсии Анализ рассказа Разбор слов и предложений по составу Прослушивание текстов Обучение других Задания на поиск ошибок Применение правил Точность употребления слов Многократное повторение Сопоставление текстов Понятийное понимание слов

Индивидуальные особенности учащихся Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Характерные ошибки Ударные гласные Ошибки в словарных словах Пропуски букв, описки Имена собственные пишут со строчной буквы Безударные гласные в корне слова Пропуск мягкого знака Написание лишних букв Замена одних согласных другими Падежные окончания

Индивидуальные особенности учащихся Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Методы проверки Устный опрос Задания с ограниченным сроком выполнения Вопросы «открытого» типа (собственный развернутый ответ) Решение задач Письменные опросы с неограниченным сроком выполнения Вопросы «закрытого» типа (выбрать готовый вариант ответа )

Двойственность восприятия

Особенности восприятия информации

Литература: Реброва Н.П. и др. Функциональная межполушарная асимметрия мозга человека и психические процессы. – СПб, – 96 с. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М., – 288 с.

Спасибо за внимание!