Загадка вечности … Поистине дивным и божественным был Леонардо, сын Пьетро из Винчи. В ту пору творцы прекрасного были сильны, как молотобойцы или портовые грузчики.
Изнеженный Рафаэль был сильным, выносливым и поразительно трудоспособным человеком.
Силён, как бык, был маленький, сутулый, жильный Микеланджело.
Но сильнее всех был Леонардо. О его мощи ходили легенды. Он гнул подковы, завязывал узлом кочергу. Первый во всём : в творчестве, образованности, доброте, обаянии, и Монна Лиза влюбилась в него …
Красивая, нежная, полная тайн, эта женщина являлась в дом Леонардо, он шёл ей навстречу в длинной одежде, отороченной мехом, на груди золотая цепь. Творец - художник кланялся ей низко, приветствуя чудо - человека, заключённое в ней, и вёл в мастерскую.
Мадонна печальна. Леонардо делает знак рукой, и музыканты начинают играть лёгкую, радостную музыку. Джоконда смотрит на божественного Леонардо, и на губах её зарождается загадочная улыбка. Улыбка, которой легче было стать плачем ! Всмотритесь внимательней, и вы убедитесь в этом. На фоне величественного пейзажа она как держатель, как символ Вселенной …
Монна Лиза занимала в мастерской своё место, покорно складывала руки с мраморными выточенными пальцами. Богиня ! Леонардо поправлял своими длинными, тонкими, едва ли не тоньше, чем у мадонны, пальцами бархатную накидку на плечах женщины. Во что он её одел ? Мягкое, нежное, воздушное одеяние несёт тепло в души людей. Мадонна вся как бы вырастает из этого неиссякаемого добра Вселенной.
Монна Лиза грустит. Перед ней прыгает, кривляется отвратительный горбатый карлик. Он пытается рассмешить её. На губах мадонны появляется усмешка, именно усмешка, а не улыбка, над мужчиной, который таким жалким образом думает осчастливить женщину. И во взгляде и в улыбке Джоконды горечь, насмешка, жалость, прощение … Это улыбка разочарования. В чём ? В ком ?
Тайна Джоконды. Каждому она улыбается по - своему. До сих пор люди не могут сговориться, что же выражает её загадочная улыбка. И даже могучий ум Леонардо, опередивший на сотни лет своё время, не мог постигнуть простого и близкого явления женщины, находящейся перед ним …
« О, в этот век, преступный и постыдный, Не жить, не чувствовать – удел завидный …» ( Микеланджело )