Реализация административной реформы в Российской Федерации в годах Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации М.В. Паршин, начальник отдела Департамента государственного регулирования в экономике http//ar.economy.gov.ru
2 Состояние государственного управления в России отрицательная оценка гражданами деятельности государственных служащих (более 71% опрошенных, по данным ФОМ), качества оказываемых государственных услуг (только 14% опрошенных удовлетворены качеством государственных услуг) запредельные издержки бизнеса на преодоление административных барьеров (по оценкам, в среднем 8,5% выручки малых предприятий) и коррупцию (90-е место наряду с Гамбией, Индией, Мозамбиком, Непалом, Танзанией по индексу восприятия коррупции в 2004 г., по данным Transparency International) низкая эффективности государственного управления в международных сопоставлениях (место России по эффективности государственного управления из 209 стран - индекс GRIСS - в последней трети рейтинга)
3 Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г р одобрены: Концепция административной реформы в Российской Федерации в годахКонцепция административной реформы в Российской Федерации в годах План мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в годахПлан мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в годах Основание
4 Цели административной реформы и показатели их достижения Цели административной реформы Показатели Повышение качества и доступности государственных услуг Ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования Повышение степени удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных услуг к 2008 году до 50 %, к 2010 году - не менее чем до 70 % Снижение доли издержек бизнеса на преодоление административных барьеров в выручке к 2008 году до 5 %, к 2010 году - до 3 % Повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти Повышение значений показателей эффективности государственного управления на федеральном и региональном уровнях
5 Основные задачи 1.Внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам 2.Разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти 3.Оптимизация функционирования органов исполнительной власти, в том числе контрольно-надзорных функций, и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти 4.Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти 5.Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти 6.Формирование необходимого организационного,информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления
6 Что сделано (1) Принято Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. 679 «О Порядке разработки и утверждения административных исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» Принято Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. 679 «О Порядке разработки и утверждения административных исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» Подготовлены Методические рекомендации по разработке административных регламентов Подготовлены Методические рекомендации по разработке административных регламентов Одобрен перечень государственных функций и услуг, в отношении которых требуется разработка и внедрение стандартов государственных услуг и административных регламентов в течение годов (391 государственная функция и услуга) Одобрен перечень государственных функций и услуг, в отношении которых требуется разработка и внедрение стандартов государственных услуг и административных регламентов в течение годов (391 государственная функция и услуга) Одобрен План–график первоочередной разработки и рассмотрения на Комиссии в 2006 году административных регламентов исполнения массовых общественно значимых государственных функций и услуг (39 государственных функций и услуг) Одобрен План–график первоочередной разработки и рассмотрения на Комиссии в 2006 году административных регламентов исполнения массовых общественно значимых государственных функций и услуг (39 государственных функций и услуг)
7 Что сделано (2) Разработаны 16 административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг Разработаны 16 административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг Одобрены Правительственной комиссией по проведению административной реформы 8 административных регламентов, из них 3 готовятся к утверждению Одобрены Правительственной комиссией по проведению административной реформы 8 административных регламентов, из них 3 готовятся к утверждению Рекомендации по формированию стандарта комфортности предоставления государственных услуг Рекомендации по формированию стандарта комфортности предоставления государственных услуг Подготовлен рейтинг качества государственного управления субъектов Российской Федерации Подготовлен рейтинг качества государственного управления субъектов Российской Федерации Подготовлены учебные курсы по направлениям административной реформы Подготовлены учебные курсы по направлениям административной реформы
8 Пример разработки административного регламента Административный регламент предоставления ФМС России государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданам Российской Федерации Процедурные улучшения: выдача и замена по месту жительства, месту пребывания или фактического проживания гражданина; более удобный график работы (в будни до 20.00, по субботам) и др. Стандарт обслуживания: устанавливается время ожидания в очереди (20-30 мин.), приема документов (10-15 мин.); оборудование помещений системами звукового информирования, электронной очереди и справочно-правовой системой; комфортабельность помещений (гардероб, туалет, кондиционер); предоставление справок и консультаций по телефону, электронной почте, посредством автоинформатора; размещение полной информации на Интернет-сайте и др.
9 Стимулирование административной реформы на федеральном и региональном уровнях Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 года 336 «О дополнительных мерах по оказанию поддержки проведения федеральными органами исполнительной власти и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации административной реформы в 2006 году» Приказ Минэкономразвития России от 9 июня 2006 года 152 «Об организации работ по проведению конкурсного отбора федеральных органов исполнительной власти и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации для оказания поддержки проведения административной реформы в 2006 году »
10 Конкурсный отбор федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ Минэкономразвития России КОНКУРСНЫЙ ОТБОР Заявка Результаты конкурса Правительственная комиссия по проведению административной реформы УТВЕРЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНКУРСА Участники отбора ПОДГОТОВКА ЗАЯВКИ Результаты конкурса: Перечни победителей конкурса (ФОИВ и регионы) Объемы финансирования Требования к участникам: Утверждена программа и (или) план административной реформы Созданы комиссии по проведению административной реформы (в регионах) Определены ответственные Подготовлен проект по разработке и внедрению административных регламентов и стандартов государственных услуг Учитывается наличие софинансирования Решение Правительства Российской Федерации о выделении средств
11 Реализации административной реформы разных уровнях Федеральный уровень Региональный уровень Местный уровень стандарты и регламенты управление по результатам открытость и прозрачность