©Максимовская М.А., учитель информатики ЦО 109, 2008 г.
Формы представления алгоритмов: 1) На естественном языке (словесная, описательная, содержит перечисление необходимых действий) – допустима, если достаточно приближённо описать суть алгоритма; 2) На специальном языке (например, на языке программирования – в виде программы, последовательности команд); 3) На языке формул (например, оформление решения задач по таким предметам, как физика, алгебра, химия); 4) В виде геометрических фигур (например, составлена схема действия, каждое действие обозначено определённой фигурой); 5) В графической форме – в виде блок-схемы; И т.д.
Блок-схема составляется из стандартных графических объектов: Вид стандартного графического объекта Назначение Начало алгоритма Конец алгоритма Выполняемое действие. Записывается внутри прямоугольника Условие выполнения действия. Записывается внутри ромба Последовательность выполнения действий: «влево» и «вверх» - линия со стрелкой «вправо» и «вниз» - линия без стрелки
начало После школы иду гулять Возвращаюсь домой Делаю уроки конец начало Взять тарелку Нанести мою- щее средство Промыть губкой конец Пока тарелки не закончатся конец начало Меньше полуночи? Смотрю телевизор да нет конец начало Точить карандаш Пустая коробка? нет да Линейный алгоритм Циклический алгоритм Циклический алгоритм с условием в начале цикла Циклический алгоритм с условием в конце цикла Задание 1. Для всех алгоритмов создать словесное описание.
Задача 1: Если встречу на улице своего знакомого, скажу, что мне срочно нужна находящаяся у него моя книга. Задача 2: Если встречу на улице своего знакомого, скажу, что мне срочно нужна находящаяся у него моя книга, если не встречу, то зайду к нему. начало конец встречу? скажу да нет начало конец встречу? скажузайду да нет Разветвляющийся алгоритм. Неполная форма Разветвляющийся алгоритм. Полная форма
Задание 2. Составьте блок-схему алгоритма по заданному словесному описанию. Укажите, из каких элементарных алгоритмов состоит этот алгоритм. Для изготовления пончиков необходимо взять муку, яйца, соду, соль и сахар; замесить тесто; раскатать тесто в тонкий блин; двумя стаканами разного диаметра вырезать заготовку пончиков, пока не кончится весь блин; взять кастрюлю с подсолнечным маслом; вскипятить; бросать заготовки пончиков в масло, пока они не кончатся; если пончик всплыл, то он готов; продолжать, пока не всплывёт последний пончик.
начало Взять муку, яйца, соль, сахар, соду Замесить тесто Раскатать тонкий блин Вырезать заготовки Блин закончился? Взять кастрюлю с подсолн. маслом Вскипятить масло Бросить заготовку Заготовки кончились? Пончик всплыл? Продолжаем готовить конец да нет
Первая стадия Первая стадия – алгоритм должен быть представлен в форме, понятной человеку, который его разрабатывает. На этой стадии разрабатывается приближённый алгоритм, ориентированный на создающего его человека (если алгоритм создаёте вы, то на вас ). Для этого необходимо: Определить цель, для достижения которой будет создан алгоритм; Наметить приблизительный план действий для достижения поставленной цели. Вторая стадия Вторая стадия – детализация алгоритма с учётом специфики среды и других объектов (т.е. с учётом того, кто или что будет выполнять данный алгоритм, каким способом, какими средствами и т.д.). Для этого необходимо: Выбрать среду и объекты, посредством которых алгоритм будет реализован; Детализировать алгоритм с учётом особенностей выбранной среды. Например. Прежде, чем рассказать алгоритм решения какой-нибудь задачи на уроке, учитель разбирает этот алгоритм «для себя», так, чтобы алгоритм был понятен ему (первая стадия создания алгоритма). После этого учитель представляет себе класс и учеников, которым он будет объяснять этот алгоритм, и старается сделать его проще, подобрать слова для описания алгоритма, понятные учащимся, т.е. учитывает особенности исполнителя алгоритма (вторая стадия создания алгоритма).