Impuls. Lobby. Service. Пять предложений для улучшения рамочных условий при локализации производств в России Михаэль Хармс, председатель правления Российско-Германской внешнеторговой палаты
Impuls. Lobby. Service. 1.Добросовестная конкуренция и предсказуемость развития рынка критерии при принятии решения о локализации: –перспективы сбыта своей продукции –привлекательность и близость рынков закупки сырья и материалов –степень рисков – как в сфере бизнеса, так и в сфере политики –наличие добросовестной конкуренции относительно высокая предсказуемость рисков и общего развития этих факторов
Impuls. Lobby. Service. 1. Добросовестная конкуренция и предсказуемость развития рынка Предложения: определение приоритетных для локализации отраслей промышленности обеспечение административными мерами условий добросовестной конкуренции в этих отраслях прозрачное и долгосрочное формирование таможенной политики для отраслей/ продуктов в этих отраслях определение программ заказов и предоставления кредитов в областях, где государство играет заметную роль
Impuls. Lobby. Service. 2.Расчет доли локализации – несложный, понятный и одинаковый для всех локальный контент продукта должен рассчитываться относительно просто и понятно расчеты на основании анализа деталей, узлов и компонентов слишком трудоемкие, сложные поэтому немецкие фирмы, зачастую осуществляющие местное производство, не допускаются до государственных программ стимулирования / тендеров однако российские предприятия, закупающие все составные части своих продуктов за рубежом (например, в фармацевтической промышленности), признаются в качестве отечественных производителей
Impuls. Lobby. Service. 2.Расчет доли локализации – несложный, понятный и одинаковый для всех Предложения: определение доли локализации по формуле: цена конечного продукта с завода минус цена импортируемых частей установление четкого определения понятия «отечественный производитель» - независимо от структуры капитала * Локализация брэнда Volkswagen агенства PLP Advertising
Impuls. Lobby. Service. 3. Стимулирование смежной отрасли глубина переработки продукции продолжает снижаться важная предпосылка для локализации: наличие надежной и работающей с высоким качеством отрасли поставщиков комплектующих слабая конкурентоспособность российской смежной отрасли –устойчивое качество –цены –соблюдение сроков поставок там, где смежные структуры все еще отсутствуют, введение высоких ввозных пошлин на импорт компонентов не помогает
Impuls. Lobby. Service. 3. Стимулирование смежной отрасли Предложения: развитие государственных программ поддержки и стимулирования производителей смежной продукции в приоритетных отраслях промышленности консультирование со стороны закупщиков и инженеров немецких предприятий, организация ярмарок смежников при поддержке немецкой стороны. Пример: «закупочный бум» в новых федеральных землях Германии в 90-е годы общее освобождение от таможенных платежей для импорта компонентов на переходное время (например, 5 лет) до создания структуры /повышения качества продукции местного поставщика.
Impuls. Lobby. Service. 4.Создание условий для локализации научно- исследовательских работ защита интеллектуальной собственности является наибольшим тормозом для локализации научно-исследовательских работ государство должно в качестве наивысшего приоритета взять на себя защиту интеллектуальной собственности, если в будущем в России планируется проводить большее количество научно–исследовательских работ.
Impuls. Lobby. Service. 4.Создание условий для локализации научно- исследовательских работ Предложения: программа по улучшению защиты интеллектуальной собственности и повышения правового сознания специальная государственная поддержка усилий по локализации научно- исследовательских работ с созданием особых стимулов для осуществления совместных проектов с участием отечественных исследовательских учреждений и университетов
Impuls. Lobby. Service. 5. Улучшение рамочных условий для ориентирования на экспорт практически не существует экспорта локализованной продукции западных производителей из России на мировой рынок высокие затраты на производство и логистику затруднительные процедуры экспортного оформления продукции (таможенные процедуры и возврат налога на добавленную стоимость) многие потенциальные проекты по локализации производства в России не реализуются (например, в химической промышленности) современное оборудование только для российского рынка является слишком большим и не загруженным ориентация на экспорт важна еще и потому, что она помогает поддерживать стандарты качества на высоком уровне в силу жесткой глобальной конкуренции
Impuls. Lobby. Service. 5. Улучшение рамочных условий для ориентирования на экспорт Предложения: облегчение процедуры экспортного оформления –таможенные процедуры и –возврат налога на добавленную стоимость международный бенчмаркинг при определении приоритетов локализации (смотри пункт 1)
Impuls. Lobby. Service. Спасибо за внимание Михаэль Хармс, председатель правления Российско-Германской внешнеторговой палаты