«Балы 19 века» Выполняли Венедиктова Анастасия и Пантелеева Ксения 9 «А»
Откуда же это слово – «бал»? Слово «бал» пришло к нам из французского и происходит из латинского глагола «ballare», который означает «танцевать».
Где же проходили наши балы? Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках.В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках.
Бал глазами писателей.(1) По сложившейся в России традиции не принято было устраивать балов, как и других многолюдных развлечений, в период больших постов, Особенно Великого поста, а также во время траура. Упоминание об этом можно найти в "Горе от ума" А.С. Грибоедова:..съедутся домашние друзья Потанцевать под фортепьяно. Мы в трауре, так балу дать нельзя. И в другом месте: Балы дает нельзя богаче, От Рождества и до поста И летом праздники на даче. В стихотворении Боратынского «Бал» видим: Глухая полночь. Строем длинным, осеребренные луной, Стоят кареты на Тверской пред домом пышным и старинным. Пылает тысячью огней обширный зал; с высоких хоров Ревут смычки; толпа гостей; гул танца с гулом разговоров. В роскошных перьях и цветах, с улыбкой мертвой на устах, Обыкновенной рамой бала старушки светские сидят И на блестящий вихорь зала, с тупым вниманием глядят.
Бал глазами писателей.(2) Бал часть расписания молодого человека. Пушкин описывает день Онегина, который после театра едет на бал. Вошел. Полна народу зала; музыка уж греметь устала; Толпа мазуркой занята; кругом и шум, и теснота; Бренчат кавалергарда шпоры; По их пленительным следам Летают пламенные взоры.
Композиторы Иоганн Штраус - Вальс. Генрик Венявский – Мазурка. Огинский – Полонез.
Первый танец –Полонез. Бал открывался полонезом, польским танцем. Этот порядок долго оставался в России. В 1858г. Теофиль Готье так описывал бал, посещенный им в Зимнем дворце: «В России балы при дворе открываются полонезом. Это не танец, а нечто вроде процессии, имеющей свой ярко выраженный колорит…». Фрагмент видеофильма «Три мушкетера» (отрывок «Открытие бала ») Или исполнение танца « Полонез » Все блестит: цветы, кенкеты и алмаз, и бирюза, Люстры, звезды, эполеты, серьги, перстни и браслеты, Кудри, фразы и глаза. Все в движенье: воздух, люди, блонды, локоны и груди И достойные венца ножки с тайным их обетом, И страстями, и корсетом изнуренные сердца.
Вальс и Мазурка Вальс танец романтический и безумный: партнер обхватывает даму за талию и кружит ее по зале. Только русские исполняли на балах «летучие, почти воздушные вальсы». Мазурка это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен ударить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик. В 20-е гг. XIX века мазурку стали танцевать спокойнее, и не только потому, что от нее страдал паркет.
Мазурка и Вальс Мазурка, писал А. С. Пушкин: Мазурка раздалась. Бывало, Когда гремел мазурки гром, В огромной зале все дрожало, Паркет трещал под каблуком, Тряслися, дребезжали рамы, Теперь не то: и мы, как дамы, Скользим по лаковым доскам. Исполнение танца «Вальс» Или звучит вальс Грибоедова. Однообразный и безумный, как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихорь шумный; чета мелькает за четой. Кружатся дамы молодые, не чувствуют себя самих; Драгими камнями у них горят уборы головные; По их плечам полунагим златые локоны мелькают; Одежды легкие, как дым, их легкий стан обозначают.
Справа – Вальс; слева – Мазурка.
Последний танец – Котильон. В конце бала исполняли французский танец котильон. Он представлял собой танец-игру, шаловливый и непринужденный. Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, сажают ее, обманывают, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок или карту. На балах, кроме основных, были и другие старинные танцы гавоты, кадрили, польки. Все зависело от моды и вкусов устроителей балов.
Украшение головы. Одна из красивых причесок на бал 19 века.
Кончаются утехи. Около девяти часов вечера на балу в частном доме накрывали ужин. Персики и ананасы из своих оранжерей, шампанское и сухое вино своего приготовления. Хозяин не садился за стол и заботился о гостях. Ужин заканчивался в 11-м часу, после чего играли русскую и гости пускались в пляс. Когда хозяин давал знать, то музыка прекращалась, и все разъезжались по домам. Хозяин целовал ручки дам и обнимал знакомых, трепал их по плечу. Улица заполнялась экипажами.
Последнее слово. Бал был элементом культуры 19 века. Но его можно рассматривать и как явление социальной жизни общества. Эти воспоминания, дневниковые записи помогают правильно понять художественное произведение, восстановить сложную систему отношений эпохи, в которой жил Пушкин и его современники.