Готовимся к
В 1 Основные способы словообразования.
Так выглядит задание в демоверсии 2009: B1 Из предложения 17 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.(17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.
Задание В1 Задание В1 предъявляется экзаменуемым по двум моделям. В первой необходимо выписать из указанного диапазона текста то или иное слово, образованное указанным в задании способом. Во второй – указать способ образования слова, уже названного в задании. Если речь идёт о способе образования слова, то 17 клеточек на бланке могут НО НЕ СОКРАЩАЕМ!!! вместить только три способа: приставочный (12 букв), суффиксальный (13 букв), бессуффиксный (16 букв). Если способ образования приставочно- суффиксальный, то первую часть термина пишем в каждой клеточке, вторую – более убористо, НО НЕ СОКРАЩАЕМ!!!
При требовании найти слово можно воспользоваться выборкой всех слов, имеющих означенные морфемы. Например, требуется найти слово, образованное суффиксальным способом – выбираем все слова имеющие суффикс, а потом, согласно алгоритму определяем точный ответ. Предлагаемый алгоритм действий: - обязательное чтение предложения (предложений), в котором находится слово - определение принадлежности слова к какой- либо части речи – подбор «ближайшего родственника» – сравнение исходного слова с найденным – вычленение словообразующей морфемы и определение правильного ответа.
Для верного выполнения этого задания необходимо повторить следующие сведения : Для верного выполнения этого задания необходимо повторить следующие сведения : Состав слова. Способысловообразования
. Состав слова Наименьшая значимая часть слова – морфема. Морфемы, входящие в основу: приставка, корень, суффикс. В слове может быть не она приставка, не один корень, несколько суффиксов. Окончание – изменяемая часть слова, с помощью которой связываются слова в словосочетаниях и предложениях (т. е. образуются формы слова). Окончания есть не у всех частей речи: неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив) не имеют окончаний. Корень – общая часть однокоренных слов, в которой заключено их общее лексическое значение Приставка и суффикс – значимые части слова, служащие для образования новых слов. Они различаются местом в слове: приставка стоит перед корнем, суффикс – после него.
Как разобрать слово по составу, ничего не упустив 1. Определить часть речи: 1. Определи, изменяемая или неизменяемая часть речи а) Если неизменяемая, значит, нет окончания Шел, поигрывая ключами. (деепричастие) неизменяемые части речи, значит, Он смотрел на нас грустно нет окончания. б) изменяемая (есть окончание) в) измени форму слова Выражение его лица было грустн(о). (каково? кр. прилаг.) грустн(а), грустн(ы), грустен?
2. Выделить приставки и суффиксы (последовательно, одну за другой «снимать» морфемы, определяя их значение): Убегающ(ий) причастие образовано с помощью формообразующего суффикса -ющ- от глагола убегать (в русском языке образование подобных форм с помощью данного суффикса закономерно: играющий играть, снимающий снимать); поэтому выделим суффикс -ющ-. Выделим приставку у-, которая в русском языке имеет одно из значений «направленное действие удаления» (ср.: улетать летать; убегать бегать) и глагольный суффикс -а- (находится в инфинитиве перед -ть: трог-а-тъ;: сним-а-тъ). Непримиримость приставки не- (со значением отрицания) и при- (значение «доведение до результативного завершения»); суффиксы -ость- (значение отвлеченного признака или состояния); формообразующий (страдательное причастие) -им-. Мечтательн(ый) приставок нет, суффиксы -н (значение признака), тель- (значение «название лица, характеризующегося определёнными поступками»), глагольный суффикс -а-.
3. Выделить корень. Чтобы выделить корень, подберите однокоренные слова Помните в корнях слов возможны чередования: друг друзь(я) дружб(а) (г/з/ж); расстелить застила(ю) постлать (е/и/-); суффикс -л- выделяется только в глаголах прошедшего времени: любил, лепила, накопили, кормили. Но в словах люблю, накопление, капля, прилеплю, кормлю и других подобных буква л входит в состав корня.
Способы образования слов В части«В» необходимо показать знания по теме «Словообразование». Для этого вспомним основные понятия и определения. В части«В» необходимо показать знания по теме «Словообразование». Для этого вспомним основные понятия и определения. Новые слова в русском языке могут образовываться разными способами:. приставочным;. приставочно-суффиксальным; суффиксальным; суффиксальным; бессуффиксным; бессуффиксным;. сложением (здесь можно выделить следующие способы - сложение целых слов; сложение части основы слова и целого слова при помощи соединительных гласных О и Е; сложение основ слова; сложение частей основы слова; слияние целых слов).
Все перечисленные выше способы принято называть морфологическими способами словообразования. Наряду с ними существует так называемый неморфологический способ образования слов - переход из одной части речи в другую.
Морфологические Переход слов из одной части речи в другую Приставоч ный Суффиксаль ный Приставочно- суффиксальный Бессуффикс ный Сложение двух основ или слов слетрассветсбитьподгруппавыдуматьследующийтишинаморжовыйплаточекподснежникприговариватьзагородныйрассветвздохвзрывЛенинградвертолетвечнозеленыйсверхмощныймеч-рыбастенгазетастоловаярабочийпрохожий Способы образования слов
Теперь остановимся более подробно на каждом из названных способов. 1. Приставочный - это способ словообразования, при котором новые слова образуются при помощи приставки. При этом приставка, как правило, присоединяется к исходному слову. Новое слово оказывается той же частью речи, что и слово, от которого оно образовано. Например, дедушка - прадедушка; вкус - привкус (сущ.), глубокий - неглубокий; бежать -вбежать; кто -никто; куда - некуда и т. д. Чаще других частей речи таким способом образуются глаголы: Чаще других частей речи таким способом образуются глаголы: ходить - выходить, кусить - надкусить, говорить - поговорить, улыбаться-заулыбаться). ходить - выходить, кусить - надкусить, говорить - поговорить, улыбаться-заулыбаться).
2. Суффиксальный - это такой способ словообразования, при котором новые слова образуются при помощи суффикса. При этом суффикс присоединяется к основе исходного слова, а основа может видоизменяться (например, отсекается часть основы или происходит чередование звуков и другое). Таким способом могут образовываться слова всех частей речи. Но чаще других частей речи таким способом образуются имена существительные, прилагательные и наречия. Например, баба - бабушка, стол - столовый, громкий - громко и новые слова образуются при помощи суффикса. При этом суффикс присоединяется к основе исходного слова, а основа может видоизменяться (например, отсекается часть основы или происходит чередование звуков и другое). Таким способом могут образовываться слова всех частей речи. Но чаще других частей речи таким способом образуются имена существительные, прилагательные и наречия. Например, баба - бабушка, стол - столовый, громкий - громко и т. д. т. д.
3. Приставочно-суффиксальный - это такой способ словообразования, при котором новые слова образуются одновременным присоединением приставки и суффикса к основе исходного слова. Исходное слово ПриставкаСуффикс Новое слово бежать С--ся бежать сбежаться грызть О--ок грызок огрызок тайна В--е тайн втайне река За--н- речый заречный первый Во--ых -перв Во-первых утиный По--ому -утин По-утиному
4. Бессуффиксный - это такой способ словообразования, при котором новые слова образуются путем «отсекания» от исходного слова окончания или суффикса и окончания одновременно. Например, синий - синь, говорить- говор. Например, синий - синь, говорить- говор. Так чаще всего образуются существительные от глаголов и прилагательных. Так чаще всего образуются существительные от глаголов и прилагательных. Иногда такой способ образования называют БЕССУФФИКСНЫМ или способом нулевой Иногда такой способ образования называют БЕССУФФИКСНЫМ или способом нулевой суффиксации. суффиксации.
5. Сложение - это способ образования сложных слов. Сложными называют слова, которые имеют в своем составе несколько корней. Сложные слова образуются: СпособПример Сложение целых слов (такие слова пишутся через дефис!) Диван-кровать, летчик-космонавт, кафе-мороженое, кресло-качалка и т.д. Сложение основ слова без соединительной гласной. Стенгазета, турпоход, медкабинет, профсоюз, спортзал и т. д. Сложение части основы слова с целым словом при помощи соединительной гласной О и Е Хлебозавод, путепровод, новостройка, овощебаза, железнодорожный, русско-английский, отчетно-выборный и т. д Сложение основ с одновременным присоединением суффикса Головокружительный, пятилетка,семиэтажка и т.д. Слияние словВечнозеленый, долгоиграющий, многоуважаемый Сложение сокращенных основ Сложение слогов или частей словаКомсомол (коммунистический союз молодежи), спецкор (специальный корреспондент), агитпункт(агитационный пункт) и.т. д Сложение названий начальных букв.МГУ (Московский Государственный Университет), БДТ (Большой Драматический Театр) и т. д. Сложение начальных звуковВуз (высшее учебное заведение), СКА (спортивный клуб армии) и т. д Смешанный способРайоно (районный отдел народного образования)
Особое внимание обратим на слова, которые образуются способом сложения с суффиксацией (иногда его называют СЛОЖНОСУФФИСКСАЛЬНЫМ): Особое внимание обратим на слова, которые образуются способом сложения с суффиксацией (иногда его называют СЛОЖНОСУФФИСКСАЛЬНЫМ): восьмилетка; злокозненны; девятиэтажка
6. Переход из одной части речи в другую. В этом случае слова, получившие новое значение, могут изменять некоторые грамматические признаки. Из какой части речи перешло слово и что оно обозначало В какую часть речи перешло, его новое значение Примеры Прилагательное (признак) Существительное (предмет) Учительская комнатаВ учительской повесили объявление Числительное (порядок при счете) Прилагательное (признак) Первый день наступившего года Иванов-первый (в значении лучший) ученик Причастие (признак по действию) Прилагательное (признак) Болеющий гриппомБолеющий за "Зенит" Деепричастие (добавочное действие) Наречие (признак действия) Загорал, лежа на пескеЧитать лежа вредно Существительное (предмет) Наречие (признак действия) Медленным шагомЕхали шагом ДеепричастиеПредлогБлагодаря другаБлагодаря помощи друга
Когда вы приступаете к выполнению этого задания, можете рассуждать так :. Если нужно найти слово, образованное, например, приставочным способом, то 1) выпишите на черновик все слова из предложений с приставкой, выделите приставку; 2) поочередно у каждого слова прикрывайте приставку (мысленно или пальчиком), если оставшаяся часть слова становится без приставки бессмысленной, значит, в образовании этого слова участвовала не только приставка, но и суффикс; бессмысленной, значит, в образовании этого слова участвовала не только приставка, но и суффикс; 3) особо внимательно проверяйте глаголы, причастия, прилагательные; 4 )Не забывайте: НЕ- - тоже приставка. Задания в части «В» теста формулируются следующим образом: * Из предложений (далее указываются номера предложений) выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным (приставочным, суффиксальным и т. п.) способом. * Определите, каким способом образовано слово.
Как определить способ образования слова и не ошибиться Помните: чтобы правильно определить способ образования слова, необходимо определить, к какой части речи оно относится, и работать с начальной формой слова, а не с его грамматическим вариантом.. Если в слове один корень: I. Если в слове один корень: 1. Убрать приставку (при наличии в слове двух и более приставок работать только с первой приставкой). Если уже при отсутствии приставки остается целое слово с тем же общим смысловым значением, то способ образования слова приставочный. безопасный опасный (общее смысловое значение «(не)способный вызвать, причинить горе, какое-либо несчастье»); безопасный опасный (общее смысловое значение «(не)способный вызвать, причинить горе, какое-либо несчастье»); соавтор автор (общее смысловое значение «создатель какого-либо продукта деятельности »); соавтор автор (общее смысловое значение «создатель какого-либо продукта деятельности »); измельчить мельчить (общее смысловое значение «делать мелким»); измельчить мельчить (общее смысловое значение «делать мелким»); непонятный понятный (общее смысловое значение «(не)доступный пониманию»). НО: непонятный понятный (общее смысловое значение «(не)доступный пониманию»). НО: постройка стройка (разное смысловое значение: «постройка» сооружение; «стройка» процесс); следовательно, способ образования не приставочный применяю 2-ю позицию алгоритма: постройка построить (суффиксальный); постройка стройка (разное смысловое значение: «постройка» сооружение; «стройка» процесс); следовательно, способ образования не приставочный применяю 2-ю позицию алгоритма: постройка построить (суффиксальный); объявление явление (разное смысловое значение: «объявление» конкретная бумага, содержащая определенную информацию; «явление» отвлеченный процесс); следовательно, способ образования не приставочный применяю 2-ю позицию алгоритма: объявление объявлять (суффиксальный). объявление явление (разное смысловое значение: «объявление» конкретная бумага, содержащая определенную информацию; «явление» отвлеченный процесс); следовательно, способ образования не приставочный применяю 2-ю позицию алгоритма: объявление объявлять (суффиксальный).
2. Убрать суффикс (при наличии в слове двух и более суффиксов работать только с последним суффиксом). Если при «снимании» суффикса остается часть слова, к которой можно добавить окончания имени существительного, прилагательного или глагольный суффикс -ть, то способ образования слова суффиксальный. белизна бел(ый); поручение поруч(ить); уходящий уход(ить).
Если слово образовано путём присоединения приставки и суффикса одновременно. Это приставочно- суффиксальный способ образования: Подоконник окно Соотечественников отечественный бежать Сбежаться бежать грызок грызть Огрызок грызть тайн Втайне тайна речый река Заречный река -перв Во-первых первы
ПОТРЕНИРУЕМСЯ !!!
Задание B1-1. Из предложений 3–5 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса). 3) Все они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т. д. 3) Все они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т. д. (4) Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. (5) Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. (4) Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. (5) Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. Ответ: вклад
В1- 2. Определите способ образования слова «полюбоваться» из предложения 23. (23) Все устоялось и замерло для того, кажется, чтобы собраться с мыслями, полюбоваться на свое отражение в синей воде полюбоваться
В Из предложений 12 – 16 выпишите слова, образованные приставочным способом. (12) За деревней – сосняк. (13) Под первой же раскидистой сосной хорошо прилечь и отдохнуть от духоты. (14) Лечь на спину, почувствовать сквозь рубашку прохладную землю и смотреть на небо. (15) За лесом есть одно место, о котором нельзя вспоминать без того, чтобы не сжалось сердце. (16) Какое же это место? Прилечь, почувствовать
В1-4. Определите способ образования слова «выживание» (предложение 12). 12) Песня, как и любое музыкальное произведение, – это маленькая программа выживания. суффиксальный
В Из предложений 3-11 выпишите слово, образованное сложением основ. (З)Кочегар сказал, что угля не хватит до станции. (4)Это был удар. (5)Если мы сейчас остановимся в лесу, то подмоги будет ждать неоткуда. (6)Если сказать об этом пассажирам, начнется паника. (7)Не сказать нельзя. (8)Ведь бандиты наступали нам на пятки (9)Нужно обязательно сказать пассажирам и идти рубить лес. (10)«Дядя Михей, тормози паровоз!», - крикнул Новиков (11)Через десять минут большая часть пассажиров вышла из вагонов... Ответ: паровоз
В Выпишите из предложений 1-3 существительное, образованное приставочно-суффиксальным способом. В Выпишите из предложений 1-3 существительное, образованное приставочно-суффиксальным способом. (1)Много наших соотечественников жили в эмиграции в большой нужде. (2)Бывшие генералы, графы и князья готовы были на любую работу. (3)Но мало кто мог ее найти. (1)Много наших соотечественников жили в эмиграции в большой нужде. (2)Бывшие генералы, графы и князья готовы были на любую работу. (3)Но мало кто мог ее найти. Ответ: соотечественников
В1-7. Из предложений 9-17 выпишите субстантивированное прилагательное (прилагательное, которое перешло в существительное). (9) Мы нарушаем границы свободы окружающих людей: в мелочах - ущемляем свободу домашних, по- крупному - ущемляем свободу улицы или города. (10) Я верю, что мы научимся быть свободными. (11) Ещё недавно чуть ли не 70% населения голосовало за возвращение к жёсткой руке. (12) Но на днях в России был проведен социологами опрос, можно ли ради борьбы с терроризмом ограничить права человека, прослушивать телефоны, досматривать без судебного решения. (13) Не проголосовали люди за это! (14) Уже выросло поколение, которое освободилось от страха. (15) Я верю, что чувство внутреннего достоинства, жажда свободы победят. (16) Люди не хотят быть рабами, потому что рабство - это потеря достоинства, потеря личности. (17) Страшнее рабства нет ничего. Ответ: домашних
В1- 8. Из предложений пятого абзаца выпишите слово, образованное способом сложения с суффиксацией. 12) Эта молодежь растленна до глубины души. (13)Молодые люди злокозненны и нерадивы. (14)Они никогда не будут походить на молодежь былых времен. (15)Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру. Ответ: злокозненны