Методика изучения правописания словарных слов «Лингвистический портрет слова»
1. Лексическое значение слова 2. Этимология слова 3. Подбор однокоренных слов 4. Подбор синонимов и антонимов к слову 5. Слово во фразеологических оборотах, крылатых выражениях 6. Слово и фольклор (пословицы, считалки)
Лингвистический портрет слова дорога
Дорога Станция «Фольклор» Станция «Фольклор» Станция «Лексика» Лексическое значение слова Станция «Лексика» Лексическое значение слова Станция «Фразеология» Станция «Фразеология» Станция «Этимология» Станция «Этимология» Станция «Лексика» Подбор синонимов и антонимов Станция «Лексика» Подбор синонимов и антонимов Станция «Словообразование» Станция «Словообразование»
Станция «Лексика» Лексическое значение слова дорога 1. Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения. Асфальтированная, шоссейная, грунтовая, проселочная дорога (грунтовая дорога между крупными или отдаленными друг от друга населенными пунктами; устаревшее). Обочина дороги. При дороге. 2. Место, по которому надо пройти или проехать, путь следования. По дороге к дому. Сбиться с дороги. 3. Путешествие, пребывание в пути. В дороге было много интересного. Устал с дороги. 4. перен. Образ действий, направление деятельности. Труд – дорога к успеху. Быть на верной дороге.
Станция «Этимология» Этимология слова дорога С этимологической точки зрения слово дорога является общеславянским. Образовано с помощью суффикса –г(а) от той же основы, что и дорг
Станция «Словообразования» 1. Дорож-к-а 2. Дорож-ень-ка 3. Дорож-н-ый по-дорож-н-ому дорож-н-о-мостовой 4. Дорож-ник 5. Без-дорож-ь-е 6. По-дорож-ник дорож-ниц-а 7. При-дорож-н-ый 8. Железн-о-дорож-н-ый железнодорож-н-ик железнодорож-ниц-а
Станция «Лексика» (синонимы, антонимы) Синонимы к слову дорога путь(1) – дорога, трасса путешествие (дорога, поездка, путь) доступ (подступ, подход, проход, ход) тропинка, тракт (устар.), автострада, шоссе Антонимы к слову дорога бездорожье распутица дебри
В. Жуков «Дайте дорогу»
Вывод 1.Знакомясь с лексическим значением слова в толковом словаре, учащиеся одновременно узнают об орфоэпических нормах и грамматических формах данного слова, об употреблении в речи. 2.Работа со словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов, со сборниками пословиц и поговорок обогащает словарный запас учащихся, формирует навыки точного и правильного употребления слова в той или иной ситуации, позволяет избегать речевых ошибок и недочетов, делают их речь яркой и выразительной. Все это формирует лингвистическую компетенцию. 3.Использование различных источников информации, интернет – ресурсов позволяет формировать культуроведческую компетенцию. 4.Такая форма работы не только формирует различные компетенции, но и развивает познавательный интерес, воспитывает любовь к родному языку, к его истории.