Четырнадцатое октября. Классная работа. Основные способы образования слов. Четырнадцатое октября. Классная работа. Основные способы образования слов.
Повторим: Что изучает морфемика? Что называется корнем? Что называется приставкой? Что называется суффиксом? Что называется окончанием? Какие слова называются однокоренными?
В каждом ряду однокоренных слов найдите лишнее (слово с омонимичным корнем) 1) долгий, долго, долг, долгота; 2) город, городской, горожанин, загородка; 3) вода, водитель, водянистый, наводнение. Проверь себя
1) долгий, долго, долг, долгота; 2) город, городской, горожанин, загородка; 3) вода, водитель, водянистый, наводнение.
Назовите слово с приставкой 1.Вьюга 2.Пьедестал 3.Декорация 4.Объявить 5.Cлушатель
Назовите слово, в котором нет суффикса –тельн- 1.Оборонительный 2.Смертельный 3.Содержательный 4.Уравнительный 5.Подсознательный
Назовите слово, которое имеет такое морфемное строение: приставка, корень, окончание 1.Отъезд 2.Обрывок 3.Обсудить 4.Обидный 5.Полегче
Назовите слово, которое имеет такое морфемное строение: приставка, корень, суффикс, окончание 1.Ответ 2.Отвар 3.Увидел 4.Отросток 5.Вьюжный
Приставочный способ Приставочно- суффиксальный Сложение основ, слов Бессуффиксный Переход одной части речи в другую Остров Словообразование Суффиксальный способ
1.Приставочный Приехать ехать Потемнеть темнеть Вырастить растить
2.Суффиксальный Туманный туман Столик стол Берёзовый берёза
3.Бессуффиксный Выход – выходить. Переход – переходить Заплыв - заплывать
4.Приставочно- суффиксальный Приморский море Опёнок пень Соединять единый
5.Сложение: а) слов б) основ: - с помощью соединительных гласных - без помощи соединительных гласных в )образование сложносокращенных слов г) повторы а) Генерал-лейтенант, плащ- палатка б)- Трубопровод - Авиапочта в) Главк (главный комитет) - Стенгазета - МГУ - Универсам г) Белый-белый
6.Переход одной части речи в другую Заводская столовая (сущ.) – столовая (прил.) комната. Кондитерская (сущ.) – кондитерский (прил.) цех.
Способы образования слов 1.Приставочный. 2.Суффиксальный. 3.Бессуффиксный. 4.Приставочно-суффиксальный. 5.Сложение. 6.Переход одной части речи в другую.
Путешествие … 1. Строительная мастерская. Смоделируйте слова по схемам, вставляя корни. (Пере~ка, ~оватый, ~ о ~ ный). 2. Творческая мастерская. Составьте с каждым словом более полную цепочку. (Свобода, единый). 3. Бухта синонимов. Замените слова сложными словами- синонимами. (Высотный дом, блондин, мгновенно, разлив реки, неглавный (неважный)). 4. Путешествие в прошлое. Пользуясь этимологи- ческим словарём, объясните происхождение слов. Ошеломить, опешить.
Это интересно Магнитола – аппарат, совмещающий функции магнитофона и радиолы. Вертостат – дирижабль (аэростат) с двигателем, как у вертолёта. Телескопические слова.
Распределите слова в соответствии со способом образования: ПриставочныйСуффиксальныйПриставочно- суффиксальный Сложение С_курсник, л_стопад, бумажник, б_рёзовый, л_состепь, антиц_клон, выр_стить, безрезультатный. Проверь себя Антициклон – область устойчивого повышенного атмосферного давления.
ПриставочныйСуффиксальный Антициклон Вырастить Бумажник Берёзовый Приставочно- суффиксальный Сложение Сокурсник Безрезультатный Листопад Лесостепь Проверь себя
Творческая работа Старый снеж~ рыхл~ и непрочен, Дожд~ом смочен – и всё-таки жив, Всё же ~писался в рисунок обочин, Куст~и зим~ей травы обнажив.
ТЕСТ
1. В каком ряду все слова образованы приставочным способом? 1) записать, разжечь; 2) покусать, вкусный; 3) подвижный, подписка.
2. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом? 1) травяной, безрукавка; 2) берёзовый, лесной; 3) домик, ошейник.
3. В каком ряду все слова образованы приставочно – суффиксальным способом? 1) вырастить, росточек; 2) заплыв, опилки; 3) наездник, записка.
4. В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом? 1) перерыв, ленточка; 2) осиновый, заплыв; 3) переход, заход.
5. В каком ряду все слова образованы сложением основ? 1) бензовоз, плащ-палатка; 2) ледокол, пароход; 3) самовар, столовая.
Ответы
Подведение итогов Что нового узнали? Чему научились?
Задание на самоподготовку: §26, упр. 128 (п.).