Листопад - опадение листьев у деревьев и кустарников.
Исследовать средства художественной выразительности в стихотворении И.А.Бунина «Листопад», передающие краски, звуки и образы осеннего леса. Цель урока:
Эпитет - яркие и образные (картинные) художественные определения «С деревьев ржавый лист валился…» (Ф.И.Тютчев). Сравнение – сопоставление, уподобление одного предмета или явления другому: «Под ним струя светлей лазури.» (М.Ю.Лермонтов). Олицетворение – живая или неживая природа, предметы наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью: «Гром из-за тучи, зверея, вылез…» (В.В.Маяковский). Звукопись, аллитерация – подбор согласных звуков для создания более точного изображения художественного образа: «И струёй сухой и острой, набегает холодок…» (Н.А.Некрасов) (передаёт свист ветра) Метафора – переносное значение слова, указывающее на сходство или различие сравниваемых предметов. «Белеет парус одинокий» (М.Ю.Лермонтов)
Лиловый – цвета фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый. Терем – высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками. Лазурь – светло-синий цвет, синева. Вышки – высокая башня, сооружение, оборудованное на вышине для наблюдения. Расписной - разрисованный красками, украшенный живописью.
Вдова – печальная женщина, у которой умер муж. Пестрый – с окраской нескольких разных цветов. Заворожить – околдовать. Заворожённый – очарованный, околдованный.
Лес, точно терем расписной, золотой, Лиловый, золотой, Багряный …
Берёзы жёлтою резьбой Блестят в лазури голубой…
Как вышки, ёлочки темнеют…
А между клёнами синеют То там, то здесь в листве сквозной просветы в небо, что оконца…
И Осень тихою вдовой, Вступает в пёстрый терем свой.
Сегодня так светло кругом, Такое мёртвое молчанье В лесу и в синей вышине…