Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками МБДОУ «Детский сад 25 »
Образовательная деятельность Стандарт, определенный государствами – участниками СНГ Процесс передачи и освоения социально-культурного опыта, сориентированный на формирование комплекса способностей к его обогащению Федеральное законодательство России Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней ( образовательных цензов)
Виды образовательной деятельности Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность ( режимные моменты) Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями
Деятельностный подход Основной результат – развитие личности ребенка через разные виды деятельности Чему учить?обновлениесодержания Ради чего учить?ценностиобразования Как учить? обновление средств обучения Вектор смещения акцентов в ФГТ
Портрет выпускника детского сада Физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками; Любознательный, активный; Эмоционально-отзывчивый; Овладевший средствами общения способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, способный соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила; Способный решать интеллектуальные и личностные задачи(проблемы ), адекватные возрасту; Имеющий первичные представления об окружающем мире и социуме; Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; Овладевший необходимыми умениями и навыками.
Как прийти к новому образовательному результату? Традиционный взгляд: Основная задача ДОУ – подготовить ребенка к обучению в школе, дать хорошие прочные знания, развить УМЕНИЯ И НАВЫКИ ФГТ Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности ребенка на основе освоения способов деятельности
МетодыФормы Приемы обучения Стратегия обучения Деятельностный подход ЗнанияУменияНавыки Опыт деятельност и
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Алексей Николаевич Леонтьев Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий. Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели (словарь-справочник воспитателя)
Виды деятельности дошкольника (ФГТ)
Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность. Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.
В рамках деятельностного подхода перед педагогом стоят следующие задачи: Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным; Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
принцип субъектности воспитания; принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены; принцип учета сензитивных периодов развития; принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых; принцип обогащения, усиления, углубления детского развития; принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности; Принципы деятельностного подхода Принципы деятельностного подхода:
принцип обязательной результативности каждого вида деятельности; принцип высокой мотивированности любых видов деятельности; принцип обязательной рефлективности всякой деятельности; принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности; принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.
ПроблемаЦельМотивация Подбор методов решения проблемы ДействияРезультат Контроль выполнения Рефлексия (самоанализ) Создание проблемной ситуации Целевая установка Мотивирование к деятельности (надо-хочу-могу) Проектирование решения проблемной ситуации Выполнение действий (заданий) Анализ результата деятельности Подведение итогов Структура занятия Структура познавательной деятельности
«Золотые правила» деятельностного подхода Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса; Веди ребенка от собственного опыта к общественному; Будь не «НАД», а «РЯДОМ»; Радуйся вопросу, но отвечать не спеши; Учи анализировать каждый этап работы; Критикуя, стимулируй активность ребенка.
Рассмотрим возможности реализации деятельностного подхода на примере образовательной области «Безопасность»
Образовательная область безопасность Через решение следующих задач формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) Цели: Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности Наблюдения Ведение дневников наблюдения Организация экскурсий и целевых прогулок Продуктивная деятельность (Оформление тематических выставок Изготовление памяток для детей младшего возраста) Проектная деятельность Моделирование и решение проблемных ситуаций Придумывание сказок, историй и их театрализация Трудовая деятельность Досуговая деятельность (викторины, конкурсы, КВН) Познавательно-исследовательская деятельностьЧтение Формирование предпосылок экологического сознания
Спасибо за внимание!!!